Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Вода — ценный ресурс, а не товар, которым можно разбрасываться, - эксперт по воде Д.Мишо
Вода — ценный ресурс, а не товар, которым можно разбрасываться, - эксперт по воде Д.Мишо Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
13.07.2018

Руководитель Глобальной практики по воде по региону стран Европы и Центральной Азии Всемирного банка Дэйвид Мишо в интервью Tazabek рассказал о проектах в сельском хозяйстве и в сфере водных ресурсов, отметил необходимость планирования будущего использования водных ресурсов в стране, а также поделился мнением, можно ли рассматривать воду как товар в международных отношениях.

- Как вы оцениваете водный потенциал Кыргызстана?

- Вода — это важнейший природный ресурс Кыргызской Республики: он обеспечивает возможности для развития туризма, ирригации и сельского хозяйства, при этом сохраняя прекрасные ландшафты и окружающую среду. Благодаря этому ресурсу улучшается жизнь сельского населения и обеспечивается огромный потенциал для производства чистой энергии. Таким образом, вода – это одно из важнейших богатств страны. Но чтобы это богатство начало положительно воздействовать на жизнь каждого отдельного человека, оно требует грамотного управления.

- Какие проекты реализуются в сфере водных ресурсов?

- Не так давно начала свою работу программа «Ала-Тоо булагы» - правительственная программа сельского водоснабжения. Она опирается на комплексный и стратегический подход, нацеленный на улучшение доступа и повышение устойчивости услуг водоснабжения в сельской местности. Программа «Ала-Тоо булагы» была разработана правительством КР и поддержана различными донорами — в частности, Всемирным банком и Исламским банком развития. В настоящее время Азиатский банк развития тоже рассматривает возможность предоставления финансирования в рамках данной программы. Всемирный банк сейчас работает в трех областях: Иссык-Кульской, Чуйской и Ошской. Исламский банк финансирует программу в Жалал-Абадской области. Таким образом, в данный момент программа «Ала-Тоо булагы» охватывает четыре области, но в перспективе планируется охватить абсолютно все области республики.

В каждом селе, участвующем в программе, мы осуществляем комплексный и целостный подход к улучшению питьевого водоснабжения и санитарных условий. Во-первых, модернизируется инфраструктура водоснабжения, улучшаются санитарные условия на территории школ, а также проводятся семинары на тему здоровья и повышения гигиены. Во-вторых, мы работаем с населением над тем, чтобы улучшить санитарные условия внутри домохозяйств. И третий, очень важный компонент — мы работаем с айыл окмоту и повышаем их потенциал, оказываем техническую помощь и проводим тренинги для местных организаций, предоставляющих услуги водоснабжения, с целью наращивания их потенциала в области предоставления качественных услуг населению. Это также включает предоставление помощи этим организациям в понимании того, что они должны устанавливать тарифы, позволяющие им возмещать собственные затраты, включая затраты на необходимое техобслуживание. Другими словами, осуществляется целый комплекс мер для того, чтобы эта программа сохранилась в долгосрочном периоде, и чтобы при завершении проекта система водоснабжения и санитарии в каждом селе могла самостоятельно существовать без внешней поддержки. На сегодняшний день часть программы, финансируемая Всемирным банком, охватывает более 100 сел с общей численностью населения около 210 тысяч человек. Всемирный банк выделил на программу «Ала-Тоо булагы» $59,5 млн, из которых 45% - это грант и 55% - льготный кредит.

- Какие еще проекты в сфере водных ресурсов, помимо питьевой воды, реализуются на сегодняшний день?

- Помимо питьевой воды для Кыргызстана жизненно важна ирригация. В этой сфере Всемирный банк управляет средствами гранта в размере $38 млн, предоставленного правительству Глобальной программой по сельскому хозяйству и продовольственной безопасности, на «Проект улучшения производительности сельского хозяйства и питания». Данный проект комплексно охватывает 60 сел. Что это значит? Во-первых, инженеры вместе с ассоциациями водопользователей работают над улучшением ирригационной системы. Во-вторых, параллельно, соответствующие специалисты предоставляют консультации по улучшению способов ведения сельского хозяйства. Из опыта реализации прошлых проектов мы знаем, что такой подход обеспечивает хорошие результаты: в данных ассоциациях водопользователей урожай вырос на 20-30%. И в-третьих, особое внимание уделяется уязвимым слоям населения, в частности, улучшению питания женщин и детей. В рамках проекта специалисты в области питания обходят дворы, изучают рацион питания сельчан и те культуры, которые они выращивают, и 
предоставляют консультации по питанию. Например, специалисты объясняют, что количество потребляемых витаминов гораздо повышается среди женщин и детей, если они едят больше свежих овощей и фруктов, и если обеспечиваются хорошие условия для заготовки овощей и фруктов на зиму. Проект только начал реализацию всех этих мероприятий и продлится до 2022 года, но мы уже видим первые результаты и извлекаем уроки.

Другой проект в области водного хозяйства – «Проект управления национальными водными ресурсами» - осуществляется правительством Кыргызстана при финансировании правительства Швейцарии. В рамках проекта предоставляется поддержка в улучшении ирригации и управления водными ресурсами. Для того, чтобы реализовать водный потенциал, нужно хорошо планировать и координировать этот ресурс. Поэтому в рамках этого проекта для каждого речного бассейна осуществляется планирование: сколько воды использовать для целей промышленности, сколько — для ирригации, сколько — для окружающей среды. Проводятся расчёты того, сколько воды есть сейчас и сколько ожидается в будущем в связи с изменением климата.

Также, мы работаем с правительством КР по вопросам поддержки уже существующей крупной инфраструктуры. Ирригация всей страны зависит от крупных объектов инфраструктуры, построенных еще в советское время и сейчас находящихся в изношенном состоянии. По сравнению с другими странами Кыргызстан тратит очень мало средств для поддержания крупной инфраструктуры. Понятно, что это происходит в силу бюджетных ограничений. Однако, если ситуация будет развиваться по этой же траектории, то имеется риск того, что существующая инфраструктура окончательно придет в упадок, и масштабные по площади территории останутся без воды для полива.

- Какие риски вы видите в сфере ирригации наряду с проблемами сохранности инфраструктуры?

- Выходящие из строя системы орошения создают значительные экономические и социальные риски, учитывая ключевую роль орошения для сельскохозяйственного производства в Кыргызской Республике. В случае выхода из строя оросительной системы возникает порочный круг: уровень производительности фермеров падает, что ведет к снижению уровня доходов и потенциальной миграции, особенно среди молодежи; снижается возможность платить за поливную воду, что ведет к сокращению ресурсов на содержание существующих систем и снижению качества услуг. Наша общая цель с правительством страны заключается в том, чтобы повернуть вспять этот порочный круг для того, чтобы население оставалось на своей земле, инвестировало деньги в свою землю и повышало производительность сельхозугодий.

Например, на юге страны мы посетили ирригационную систему, которая вышла из строя, и из-за этого без поливной воды остались земли площадью 1000 га из 4000 га. При помощи выделенных Всемирным банком средств эта система была отремонтирована, в результате чего данные 1000 га снова стали использоваться для земледелия, и, по словам фермеров, урожай хлопка повысился с 2,5 тонн до 3,5 тонн с гектара.

Фермеры в ходе беседы рассказали, на мой взгляд, еще более важную вещь. В связи с восстановлением этой ирригационной системы их заработки возросли, и молодежи становится привлекательно оставаться и работать у себя на родине, а не пополнять ряды мигрантов. Сейчас наша главная цель состоит в том, чтобы ирригационные системы стали устойчивыми, чтобы мы могли один раз проинвестировать в них, а затем они сами себя содержали.

- На сегодняшний день в законодательстве вода не прописана как товар. Как Вы считаете, можно ли использовать воду как экономический товар в отношении с соседями?

- Нам часто задают этот вопрос. Чем является вода? Как правило, ресурс, который дается бесплатно или достается нам по низкой стоимости, не ценится должным образом, и мы можем его растрачивать и разбрасываться им. Я наблюдаю, что в Центрально-Азиатском регионе вода не всегда ценится на достаточном уровне. С одной стороны, все страны понимают важность водных ресурсов, например, Аральского моря, рек Сырдарья и Амударья. В Кыргызстане люди гордятся своей природой, озерами и реками. С другой стороны, когда люди начинают использовать этот ресурс, то относятся к нему без необходимой бережливости.

На национальном и региональном уровне страны должны рассматривать воду как ценный ресурс, а не как товар, которым можно разбрасываться. При разработке различных мер политики по использованию воды нужно осознавать ответственность за это сокровище перед будущими поколениями.

В каких-то странах меры политики могут быть направлены на улучшение производительности воды, как это происходит в Кыргызской Республике. В других странах – это может быть разработка новых методов по распределению воды между потребностями окружающей среды и потребностями различных секторов экономики. В третьей группе стран – это разработка различных механизмов ценообразования для того, чтобы привлечь инвестиции в этот сектор, чтобы сохранить воду. Страны должны решать, как они будут использовать свои ресурсы, как они хотят участвовать в общем диалоге. Таким образом, мы должны рассматривать воду как ценный ресурс, имеющий важное значение как для окружающей среды, так и для населения и экономики.

Большая часть объектов водного хозяйства в Кыргызской Республике – Кировское, Токтогульское, Папанское, Ортосайское водохранилища – играет важную роль не только для Кыргызстана, но и для стран, расположенных ниже по течению рек. Кыргызстан несет полную ответственность за содержание и техническое обслуживание. А как известно, в силу бюджетных причин финансирование данной инфраструктуры является достаточно ограниченным. Поэтому здесь существует необходимость обсуждения с соседями вопросов более эффективного техобслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры. Кыргызстан уже ведет конструктивный диалог в этой сфере, и Всемирный банк готов оказать поддержку КР по ведению такого диалога.

- Что вы думаете о развитии гидроэнергетики в Кыргызской Республике и ее перспективах?

- Все знают, что Кыргызстан — это горная страна с колоссальным гидроэнергетическим потенциалом. В то же время этот потенциал надо рассматривать всесторонне: вода является общим ресурсом для региона, и все страны заинтересованы в ее сохранности с экологической точки зрения. Поэтому важно, чтобы дискуссии относительно гидроэнергетики, так же, как и вопросы обеспечения поливной водой, велись при взаимодействии с другими странами, имеющими общие ресурсы, так как это будет выгодно для всех. Если же дискуссия не происходит в таком разрезе, и если каждая страна будет преследовать свои узкие интересы, то в числе проигравших окажутся все. В этом смысле мы рады отметить недавний диалог, начатый, в частности, с Узбекистаном относительно разработки некоторой доли потенциала Кыргызской Республики.

- Какие первостепенные меры вы бы рекомендовали предпринять Кыргызстану для сохранения водных ресурсов и водного потенциала страны?

- Первое и главное — эффективно управлять этим ресурсом. Нужно создать эффективную институциональную структуру, которая обеспечит четкое управление водными ресурсами. Нужно четко знать, какой орган будет отвечать за координацию сектора, какой орган будет обеспечивать баланс интересов с точки зрения окружающей среды, населения, промышленности и сельского хозяйства. На сегодняшний день в Кыргызстане идет активный процесс, но необходимая институциональная структура еще не создана.

Во-вторых, нужно обладать всей полнотой информации. Нужно иметь сведения о качестве, количестве и перспективах своего ресурса. В Кыргызстане была создана Информационная система по управлению водными ресурсами, но в стране очень много различных институтов и организаций, которые должны предоставлять информацию и знать, как можно ее использовать.

В-третьих, для эффективного управления водными ресурсами нужно осуществлять эффективное управление и техническое обслуживание соответствующей инфраструктуры, что требует соответствующего уровня финансирования. В этом вопросе у Кыргызстана существует большой ряд различных вызовов. У вас есть основные активы, и нужно их содержать в должном состоянии и обеспечивать эксплуатацию. Речь идет о теме финансирования, которая часто избегается: кто будет отвечать за различные дамбы, плотины, каналы, водоочистные сооружения? Какова будет структура финансирования — какая доля финансирования будет предоставляться правительством, донорами, населением?

Четвертое, нужно понимать, как более эффективно использовать водный потенциал в различных подсекторах. Приведу пример: можно взять 1 кубический метр воды, и в каком-то определенном подсекторе сельского хозяйства при соблюдении необходимых технологий сельского хозяйства можно повысить производительность на этом участке. Также, если мы будем говорить о водоснабжении, если вы эффективно осуществляете техобслуживание ваших сетей, будет меньше аварий и протечек, а значит, и производительность воды будет выше. Если мы говорим о гидроэнергетике, если своевременно производить модернизацию инфраструктуры и активов, то можно производить больше электричества или производить с меньшими затратами. То есть вы управляете водой с целью повышения ее производительности, освобождаете какой-то объем воды для других целей, и таким образом повышаете ее потенциал. Я считаю, что в Кыргызстане существуют большие возможности для этого.

Также в Кыргызстане работают различные компании, добывающие различные минеральные или подземные воды. Эти фирмы затем бутилируют воду и экспортируют. Есть компании, которые не платят за пользование этой водой и не имеют долгосрочного права на ее использование. В данном случае улучшение управления водным хозяйством могло бы включать внедрение системы прав на использование воды, либо инициирование определенной платы за пользование водой.

В вопросах водной безопасности необходимо думать о долгосрочной перспективе: в будущем – через 20-30 лет – в стране должно быть достаточное количество воды и вода должна быть хорошего качества. Сейчас, например, в Кыргызстане отсутствует планирование будущего использования водных ресурсов, и это сфера, над которой правительству нужно работать. Все это требует эффективного планирования и наличия соответствующей информации, финансирования и квалифицированных молодых специалистов водного хозяйства, которые должны прийти на смену нынешней плеяде, обученной еще в советское время.

Источник: analitika.akipress.org
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo