Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Узбекистан: дигитализация сельского хозяйства
Узбекистан: дигитализация сельского хозяйства Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
19.07.2018
Для Узбекистана сельское хозяйство представляет собой один из столпов его экономики и безопасности. В последние годы в этой отрасли достигнуты заметные успехи. По данным, которые привел Президент Шавкат Мирзиеев, в 2017 году в стране было собрано 8,377 млн. тонн зерна, почти 3 млн. тонн хлопка, 12,45 тыс. тонн коконов, 318 тыс. тонн риса, 23 млн. тонн плодоовощной и 13 млн. тонн мясо-молочной продукции. Позитивные тенденции отмечаются в сфере переработки 
сельскохозяйственной продукции – 132 тыс. тонн, и экспорта готовой продукции, стоимость которого составила 100 млн. долл., и свежих фруктов – 724 тыс. тонн на сумму 865 млн. долл.

Вполне очевидно, что Узбекистан не намерен на этом останавливаться, однако увеличение количественных показателей потребует качественного изменения традиционных подходов, тем более, что земельные и водные ресурсы страны довольно ограничены. По словам Шавката Мирзиёева, площадь орошаемых посевных земель в Узбекистане составляет всего 3,3 млн. гектаров, что ставит вопрос об их более эффективном использовании.

Необходимость более эффективного использования посевных земель и воды, учитывая быстрый рост населения страны, будет также диктоваться фактором внутреннего демографического давления. Сокращать площадь сельскохозяйственных земель, как показывает опыт развитых и развивающихся стран, будет и урбанизация. Так, США из-за урбанизации за последние десять лет потеряли 0,15% земель, а Индия – 0,8%. Давление будет оказывать постоянная необходимость повышения конкурентоспособности узбекской продукции по причине растущего соперничества на основных и перспективных экспортных рынках.

Учитывая все это, возникает вопрос о практических программах повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Узбекистане, и одним из ответов на него может стать цифровизация или дигитализация сельского хозяйства, уже осуществляемая в развитых и ведущих развивающихся странах. В настоящее время в них идет внедрение большого количества разработок и систем, некоторые из которых могут быть потенциально применены в условиях Узбекистана.

Например, в области выращивания сельскохозяйственных растений набирающим силу трендом является внедрение т.н. «интеллектуальной ирригации» (intelligent irrigation) или «систем точного мониторинга и контроля орошения» (precision irrigation monitoring and control system). В США на рисовых полях многих хозяйств используется система «Smart Farm» («Умная ферма»), которая представляет собой комбинацию интуитивного программного обеспечения (intuitive software) и радиочастотной беспроводной сети, объединяющей датчики и модули управления, что позволяет фермерам дистанционно контролировать полевые условия и все используемые скважинные насосы.

«Умная ферма» предоставляет фермерам информацию в реальном времени о состоянии оборудования и местной погоде посредством установленных на ферме метеостанций, данные о влажности почвы и уровне воды на рисовом поле. Особо стоит отметить способность системы контролировать влажность подпочвы, что в комбинации с информацией о прогнозе погоды позволила на рисовых фермах северо-восточного Арканзаса сэкономить значительные объемы воды. Полученные данные показали повышение урожайности на 5-8%, в результате чего был существенно сокращен срок окупаемости вложенных инвестиций.

Проводимые тестовые испытания аналогичных систем «умной ирригации» в Германии на других сельхозкультурах показали экономию воды на 30% за счет индивидуального подхода к каждому растению через систему сенсоров, что представляется очень актуальным для стран с засушливым климатом.

Стоить отметить также разработанную и испытанную ведущими немецкими компаниями Bosch и Bayer программу «умного распыления» для экономии воды и гербицидов в целях более бережного отношения к экологии. На первом этапе программа с помощью установленных на кукурузном или пшеничном поле камер и специальных средств обработки информации обнаруживает уже на ранних стадиях появление сорняков. При этом возможности программы позволяют с высокой точностью отличать их от ростков пшеницы и кукурузы, что в свою очередь повышает эффективность точечной обработки сорняков гербицидами. Наряду с этими программами, в Европе уже широко внедряются различные сенсорные системы на виноградниках для сбора данных о состоянии почвы и растений, использующихся для последующей оценки, например, на предмет вероятности заражения виноградных лоз такими заболеваниями, как милдью (ложная мучнистая роса).

Более масштабным вариантом «умной фермы» является комбинация сельского хозяйства с «интернетом вещей» (Internet of Things) (ИВ), которая уже активно тестируется и внедряется в западных странах, в первую очередь, в США, где преобладают крупные фермерские хозяйства. Эксперты считают, что связь сельского хозяйства и ИВ может осуществляться на двух уровнях.

Первый уровень связан с отдельным фермерским хозяйством, где ИВ позволяет фермеру не только дистанционно получать информацию от сенсоров, наземных и воздушных дронов и дистанционно мониторить ситуацию с помощью мобильного приложения, но и создавать 3D-карту полей и животноводческих ферм, дающую возможность более эффективно и точечно использовать удобрения, корма, воду. ИВ также предоставляет прогнозную аналитику о состоянии используемой беспилотной техники, здоровье животных и растений, а также дает прогноз погоды.  

Вторым уровнем применения ИВ является создание ИВ-платформы (IoT-platform), интегрирующей в единое пространство большое количество фермерских хозяйств, компании, занимающиеся транспортировкой и хранением сельхозпродукции, торговые сети, поставщиков удобрений и высокотехнологического оборудования и т.д. Подобная платформа позволит осуществлять свободный обмен информацией, решать возникающие проблемы и совместно разрабатывать программы повышения эффективности всей цепочки, начиная от производителя и заканчивая потребителем.

Наличие полной информации будет способствовать более эффективной интеграции усилий всей участников, например, по снижению потерь при сборе, хранении, переработке и поставке урожая. Как показывают расчеты экспертов, потери при сборе урожая в Европе и России составляют в среднем 11%. Далее при хранении теряется еще 3-5%. Если к этому приплюсовать потери при транспортировке, обработке и в других циклах, то зачастую потери могут доходить до одной трети от первоначально собранного урожая. Это огромные потери, для компенсации которых необходимо будет увеличивать продуктивность полей на 50%. Таким образом, если будут выработаны и внедрены эффективные модели снижения потерь, в том числе и при помощи ИВ-платформы, то это позволит сэкономить фермерам и другим участникам цепочки очень серьезные финансовые средства и ресурсы, которые могут быть направлены на другие цели. В условиях Узбекистана внедрение подобных «умных» технологий и моделей в сельском хозяйстве потребует, конечно же, серьезного изменения подхода как со стороны фермерских хозяйств, так и со стороны государства. Опыт США показывает, что для перехода на smart farming необходимы большие финансовые средства, что будет требовать как укрупнения фермерских хозяйств и их поддержки со стороны государства, так и более активного создания вертикально интегрированных компаний. Именно эти факторы позволяют проводить процессы дигитализации в сельском хозяйстве США быстрее, чем в Европе, где размер фермерских хозяйств зачастую меньше. Важным моментом также является активная политика просвещения фермеров, поскольку не все они имеют доступ к информации о современных процессах в сельском хозяйстве и многим зачастую мало знаком язык экономики, строящейся на « интернете вещей», что, безусловно, будет требовать запуска отдельной образовательной программы.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo