Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Комплексный характер водной проблематики: сочетание экономической проблематики и проблематики безопасности
Комплексный характер водной проблематики: сочетание экономической проблематики и проблематики безопасности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
28.01.2019

Стремительный рост населения Земли, увеличение потребления ресурсов и уничтожение природных экосистем привели к тому, что к началу XXI века вода питьевого и технического назначения превратилась в один из наиболее существенных видов ресурсов, необходимых не только для глобального экономического роста, но даже для простого выживания человечества. Некоторые расчеты показывают, что к середине XXI века питьевая вода естественного происхождения в большинстве регионов мира превратится в дефицитный продукт, а снабжение будет обеспечиваться благодаря ее ввозу (в том числе, из арктической и антарктической зоны), а также благодаря различным, зачастую весьма дорогостоящим технологиям опреснения и очистки. Еще более сложное положение может сложиться с водой для технических нужд (прежде всего для орошения в зонах с оросительным земледелием). Описанная тревожная ситуация уже сейчас является печальной реальностью для многих аграрных и некоторых густонаселенных индустриальных зон.

Ситуация осложняется также тем, что дефицит воды ощущается в целом ряде ключевых или уязвимых с той или иной точки зрения регионов мира:
-в странах, в которых происходит стремительный индустриальный рост (Индия, Китай);
-в областях, важных с точки зрения добычи ключевых природных ресурсов (Ближний Восток, Центральная Африка);
-в районах, переживающих бурный рост населения (Африка к югу от Сахары, отдельные районы Азии).

В XXI веке дефицит водных ресурсов может стать одной из важнейших причин международных и внутригосударственных конфликтов.

Водные проблемы характеризуются нетрадиционной комбинацией социально-экономических, политических, правовых, международных и внутригосударственных, военных и гражданских аспектов. Это делает их весьма специфической разновидностью новых трансграничных вызовов и угроз безопасности. В экономическом плане водные проблемы связаны с огромным комплексом вопросов развития: работа коммунальных служб, в частности, обеспечение питьевой водой и санитарными услугами, орошение, энергетика, в частности, строительство гидроэлектростанций, навигация и т.д. В политико-правовом плане трансграничные водные ресурсы, особенно, реки, представляют собой разновидность ресурсов, которые плохо поддаются разделу между государствами. При этом политико-правовые режимы функционирования трансграничных водных ресурсов в кризисных зонах, как правило, не достаточно четко определены и/или де факто не соблюдаются заинтересованными сторонами.

В современном мире сложилось четыре основных кризисных зоны, где сочетание разнообразных водных проблем порождает серьезные межгосударственные конфликты с прогнозируемой тенденцией к их непрерывному усилению по мере обострения глобальной нехватки воды.

1. Конфликт по поводу использования вод Нила между Египтом и вышележащими странами, особенно, Суданом и недавно получившим независимость в результате длительной гражданской войны Южным Суданом. Египет неоднократно заявлял, что любые попытки перехвата повышенных объемов нильской воды приведут к военной операции с его стороны. Египетские вооруженные силы готовятся к соответствующей миссии. Южный Судан имеет планы активного строительства ирригационных сооружений.

2. Комплекс противоречий между центральноазиатскими странами по поводу использования вод Сыр-Дарьи и, в меньшей степени, Аму-Дарьи. Нижележащий Узбекистан заинтересован в использовании вод в оросительном режиме, тогда как Кыргызстан и, особенно, Таджикистан заинтересованы в максимизации использования энергетического потенциала рек. Ситуация обостряется в связи с экологической катастрофой – высыханием Аральского моря - и проявлением в регионе нетрадиционных угроз безопасности (международный терроризм, образование несостоявшихся государств и т.д.).

3. Серьезные трения существуют между Израилем, Палестиной, Сирией и Иорданией по поводу использования вод реки Иордан. Они составляют существенный элемент арабо-израильского конфликта. Ирригационные проекты Израиля неоднократно приводили к открытым вооруженным конфликтам.

4. Серьезные противоречия существуют между Турцией, Сирией и Ираком по поводу использования вод реки Евфрат. Реализация турецкого «ирригационного проекта Юго-Восточной Анатолии» может уменьшить речной сток в Сирию на 50 %. При этом турецкая армия рассматривает сценарии защиты возможности отбора воды в данном объеме. Ирригационные планы Сирии, в свою очередь, могут перехватить остаток воды, поступающей в Ирак.

Существенным обстоятельством во всех четырех кризисных зонах является сочетание в соответствующих кризисных зонах водных проблем с наличием большого количества других нетрадиционных угроз и вызовов безопасности (локальные конфликты, угроза образования несостоявшихся государств, терроризм, перенаселенность и т.д.). Все это превращает водные проблемы в важный элемент общей конфликтогенной ситуации.

По мере обострения глобальной нехватки воды возможно образование новых конфликтогенных зон, прежде всего, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии, в Южной Азии и в Африке. С точки зрения национальных интересов России особое значение имеют водные проблемы Центральной Азии. Однако глобальная ответственность нашей страны как постоянного члена СБ ООН также требует обратить внимание и на другие потенциальные конфликты того же рода.

В настоящее время не существует никаких международных организаций, которые были бы способны решать комплексный набор проблем, связанных с проблематикой трансграничных водных конфликтов. Причиной является тесное переплетение описанных выше нетрадиционных экономических и относящихся к сфере безопасности факторов. Они нейтрализуют все возможные усилия глобальных политических (СБ ООН) и экономических (Всемирный банк, ФАО), а также региональных (Азиатский банк развития, Исламский банк Развития) организаций. Возможность формирования глобального рынка воды и необходимость его международного регулирования может еще больше осложнить ситуацию. В этой связи актуальным становится создание нового международного органа, предпочтительно, в рамках системы ООН, который мог бы регулировать комплексные глобальные водные проблемы.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo