Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Что ждет «зеленую» отрасль
Что ждет «зеленую» отрасль Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
01.02.2019

В 2018 году в России были отобраны инвестиционные проекты ВИЭ общей мощностью более 1 ГВт. Это означает, что программа поддержки ВИЭ исчерпалась на 95% за 5 лет до ее официального окончания. Сейчас пора понять, будут ли продлены меры поддержки отрасли возобновляемой энергетики после 2024 года. Дополнительные мегаватты позволят не только достичь конкурентоспособности российского оборудования, но и реализовать экспортный потенциал.

Промышленность – на горизонте

На панельной сессии «Продление программы поддержки ВИЭ на горизонте до 2035 года: как соблюсти баланс интересов?» тон дискуссии задал первый замминистра энергетики России Алексей Текслер, рассказавший об успехах «зеленой» энергетики в нашей стране.

Алексей Текслер. пресс-службы Минэнерго– Результат налицо, особенно в солнце. У нас появилась полная цепочка – от производства до установки солнечных станций. Коллеги выходят на экспорт – это хороший результат. Если есть экспорт того, что мы производим у нас в стране, значит, это востребовано, – сказал он. – В ветре мы тоже продвинулись достаточно далеко. В первую очередь это характеризуется чередой запуска производств в 2017 и в этом году.

Господин Текслер отметил, что Минэнерго рассматривает возможность продления программы господдержки возобновляемой энергетики после 2024 г.

– Нам нужно продолжать. Если вначале это было больше про технологии, чтобы создать и запустить процесс, то сейчас мы будем ставить достаточно серьезные задачи по повышению эффективности установленного оборудования, и это должно стать частью большой энергетики, – пояснил он.

По мнению Алексея Текслера, отрасль может претендовать на государственную поддержку, а это позволит снизить давление на потребителей. В самой программе следует скорректировать ряд параметров.

– Мы бы хотели, чтобы станции строились не там, где определит сам генератор, а в тех местах, где существует действительная региональная потребность, – сказал представитель Минэнерго.

А генеральный директор компании «Хевел» Игорь Шахрай отметил:

Игорь Шахрай. У нас идет индустриальное развитие. Мы промышленность и энергетику перемешали. Мы не можем сейчас остановить промышленность и сказать: давайте, мы будем где‑то покупать солнечные модули, – это другой подход. Если идти через индустриальный путь развития, как Китай или Индия, то сначала будет немного дороже, но потом дешевле.

Этот путь развития собственных технологий, по словам господина Шахрая, тяжел, но наиболее правилен. Эксперт также подчеркнул важность науки и образования для развития потенциала возобновляемой энергетики.

Родилась ассоциация

На конференции было объявлено о создании Ассоциации развития возобновляемых источников энергии на базе пяти компаний, которые принимают активное участие в строительстве генерации для ВИЭ: УК «Роснано», «Вестас», ГК «Хевел», «Солар Системс» и «Вершина Девелопмент».

Президентом ассоциации стал председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс. Он подчеркнул, что создание организации, где будут решать все значимые для возобновляемой энергетики вопросы, очень своевременно. Одной из главных целей ассоциации станет работа по продлению программы поддержки ВИЭ после 2024 г.

– Нам правильно объединить усилия, вырабатывать целостный взгляд, создать одну точку для взаимодействия и с правительством, и с обществом. Мы видим здесь не только энергетику, но и промышленность, и инвесторов, и, надеюсь, будут наука и образование, – сказал он.

Директор Блока по развитию и международному бизнесу ГК «Росатом», вице-президент Ассоциации развития ВИЭ Кирилл Комаров подчеркнул, что организация нацелена на решение комплексных задач, например, на регламентацию законодательства:

Кирилл Комаров. Энергетическая система страны не на сто процентов готова к появлению ВИЭ даже на уровне регулирования и понимания регламентационных процессов, – заявил он. – Мы сегодня сооружаем первые объекты и сталкиваемся с тем, что градостроительная система, система получения различного рода государственных экспертиз тоже несовершенны.

По мнению господина Комарова, условия, при которых российское правительство согласилось поощрять развитие возобновляемой энергетики, содержат очень высокие требования к локализации производства оборудования, поэтому в числе приоритетов вновь созданной ассоциации – не только развитие самих источников энергии, но и всей отрасли промышленности для ВИЭ. Пока отметка локализации стоит на 65 %, но надо стремиться к тому, чтобы процент был выше, уверен эксперт, с перспективой экспорта данной продукции.

– Не меньшие перспективы у нас есть и по возможности экспорта из России технологических решений в области ВИЭ. Именно в формате комплексного девелопмента, когда не просто технология предоставляется, а когда компания в партнерстве с кем‑то берется за комплексную задачу создать парк мощностей, работающих по определенной технологии. Я считаю, что у нас возможности для экспорта в этой зоне есть, – сказал Кирилл Комаров.

Стало известно, что присоединиться к Ассоциации развития возобновляемых источников энергии планируют компании «Фортум», «Энел Россия», ГК «Рос­атом», «Северсталь», «ЕвроСибЭнерго» и ряд других.

 Не забыть о потребителе

О минимизации нагрузки на потребителя говорил заместитель главы правления НП «Совет рынка» Олег Баркин. Он уверен, что такая нагрузка является бременем – это налог, который потребители платят, ничего не получая взамен.

Олег Баркин.Как сказал Олег Баркин, основные факторы, влияющие на планирование следующего этапа поддержки возобновляемой энергетики, – это привлечение инвесторов и общемировой контекст, когда принципиально меняется ситуация: ВИЭ перестает быть дорогой технологией и становится вполне конкурентной. Задача, подчеркнул он, сделать российскую «зеленую» отрасль конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Кроме того, господин Баркин выделил дополнительные меры поддержки, не связанные с энергетикой: по его словам, это «финансовые и налоговые льготы, реализация потенциала ВИЭ на других рынках – не только оптовый рынок, как сейчас, но и изолированные районы, экспорт, розничный рынок и микрогенерация».

– Должны быть минимизированы технические и другие барьеры в области строительного и другого законодательства, – подытожил он.

Анатолий Чубайс: «Сегодня на карте мировой возобновляемой энергетики России нет»

Центральным событием конференции стал диалог главы УК «Роснано» Анатолия Чубайса, одного из главных идеологов развития ВИЭ в России, и директора Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Татьяны Митровой.

Анатолий Чубайс. РИА НовостиАнатолий Чубайс дал положительную оценку развитию российской возобновляемой энергетики:

– Если в целом посмотреть на наше «поле битвы», я начал бы не с фактов, а с эмоций. Я восхищен: в секторе случилось то, что не очень часто случается в экономике – правительство и бизнес вместе сумели разработать сложнейшую систему механизмов для привлечения бизнеса.

– Сегодня можно говорить, что национальный проект солнечной и ветроэнергетики вместе с локализацией в России состоялся. Это моя оценка ситуации, – уверенно заявил господин Чубайс.

На вопрос Татьяны Митровой о том, почему системой для поддержки возобновляемой энергетики в России служит оптовый рынок, делая ее нагрузкой на потребителя и снижая конкуренцию, глава «Роснано» высказал позицию, не совпавшую с точкой зрения многих коллег. По его словам, возобновляемая энергетика до сегодняшнего дня в абсолютном большинстве случаев пока неокупаема, и без механизма поддержки изменить это невозможно; нужно понимать, что в экономике за все в любых странах мира отвечает потребитель, в том числе и за формирование бюджета. Анатолий Чубайс вспомнил 2007 г., когда был принят Федеральный закон «Об электро­энергетике», определяющий основу для системы господдержки возобновляемой энергетики.

– Если бы тогда для поддержки ВИЭ избрали не ДПМ, а бюджет, были бы нулевые шансы на то, что в стране нашлись серьезные лоббистские группы, которые поставили бы своей целью выбить в бюджете источник на дотации для ВИЭ, – пояснил он.

Татьяна Митрова. Фото pp.userapi.comАнатолий Чубайс попытался заглянуть в 2030‑2035 гг., обрисовав развитие рынка ВИЭ в России и Россию на мировом рынке ВИЭ. Прогноз начался весьма пессимистично:

– При всех оптимистичных оценках, с которых я начал, сегодня на карте мировой возобновляемой энергетики России нет. Согласно свежим цифрам Мирового энергетического агентства, статистика по выработке ВИЭ по странам такова: Китай – 6,7 %, Канада – 6,5 %, Швеция – 10,5 %, Германия – 22 %, Россия – 0,1 %, – констатировал он. – К 2024 году в России появятся «зеленые» электростанции общей мощностью 5,3 ГВт, что по мощности составит примерно 2 % от нашего энергорынка.

Господин Чубайс выразил надежду, что к 2024 г. в России будет создан целостный технологичный кластер, включающий в себя генерацию, промышленность, науку и образование. Для развития ВИЭ в России до 2025‑2035 гг. требуется заложить в новые договоры о предоставлении мощности (ДПМ-2) долю ВИЭ в объеме не менее 10 ГВт мощности. Если правительство не поддержит данный сценарий, то это, по мнению Чубайса, означает «сворачивание промышленности, за которым пойдет сворачивание отчислений на науку. Ну и образование, где‑то дальше, полузадыхаясь, будет пытаться пристроить своих выпускников».

– В этом смысле я считал бы это исторической ошибкой, – отметил глава «Роснано».

Если же программа по строительству в России 10 ГВт мощностей возобновляемых источников энергии к 2035 г. будет выполнена, то в России появится собственный технологический и научный потенциал в данной сфере.

– Я, честно говоря, не думаю, что мы могли бы претендовать на технологическое лидерство в мире. Это вряд ли. Мы точно нашли бы к 2035 году несколько технологических ниш, по которым могли бы прорваться на мировые позиции. Я говорю о ветрогенерации и солнечной генерации, – подытожил он. – Я уверен, что если решение правительства будет правильным, то к 2035 году Россия станет глобальной энергетической державой и в данной сфере.


 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo