Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Зона кризиса расширяется. ООН планирует решить проблему нехватки воды в ЦА, но как?
Зона кризиса расширяется. ООН планирует решить проблему нехватки воды в ЦА, но как? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
11.02.2019

Кризисы и противоречия, которые раздирают мир, не позволяют ООН и правительствам разных стран найти эффективное решение неэффективному использованию воды.

Около года назад, 22 марта 2018-го, стартовало десятилетие ООН «Вода для устойчивого развития, 2018-2028», призванное повысить эффективность водопользования. Проблема крайне актуальная. В мире 780 млн. человек не имеют доступа к чистой воде. Это сегодня! А к 2050 году, по оценке Генсека ООН Антониу Гутерриша, 25% населения Земли хронически не будет хватать воды.

Причины этого разные: изменение климата, ухудшение экологии, высокое потребление воды в сельском хозяйстве, нерациональное её использование в быту. И если ничего не измениться, то мир столкнётся с вспышками заболеваний ввиду ухудшения санитарии, упадёт качество жизни людей, будут продовольственные и энергетические кризисы.

Отрадно, что с предложением провести десятилетие «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 гг.» выступил таджикский лидер Эмомали Рахмон. Это не первая его инициатива, касающаяся вопросов водопользования. С его подачи 2003 год ООН объявил Годом пресной воды, а 2013 год – Международным годом водного сотрудничества. Кроме того, в 2009 году Э. Рахмон предложил создать Международный фонд по защите ледников. И вообще Таджикистан быстро окликается на инициативы, связанные с водной тематикой.

Складывается впечатление, что он оспаривает лавры славы в вопросах водопользования. В республике регулярно проводят международные конференции с характерной тематикой, и вообще, как заявил Эмомали Рахмон, «Таджикистан в этом направлении признан как страна-инициатор и лидер на мировой арене».

Но является ли он таковым в сфере водопользования? Наверное, пока ещё нет. Достаточно сказать, что, по данным ЕБРР, республика входит в число наиболее водообеспеченных стран, где на одного жителя приходится 7,4 тыс. кубометров воды (в Казахстане – 3,3 тыс. кубометров воды, а в Туркменистане – 210 кубометров). При этом в Таджикистане не научились бережно распоряжаться своим главным богатством.

[…]

Поведение Таджикистана на мировой арене, его повышенный интерес к водным ресурсам связан с непростой ситуацией в Центральной Азии, где ряд стран сталкиваются с дефицитом воды. Главный её источник – это реки, берущие начала в горах Памира и Заилийского Алатау. Поэтому строительство гидротехнических объектов на них могут вызвать напряжённость в регионе. В 2012 году экс-президент Узбекистана Ислам Каримов даже предостерёг соседей об опасности войны, если те предпримут односторонние действия в сфере водопользования. Заявление было адресовано Таджикистану, который планировал построить Рогунскую ГЭС. Акцентируя внимание мирового сообщества на вопросах бережного отношения к воде, Душанбе оспаривал в Центральной Азии суверенное право на реализацию гидроэнергетических объектов.

Для таджикских властей проблема решилась неожиданно и быстро. После смены власти в Узбекистане Ташкент занял лояльную позицию, чем поспешили воспользоваться в Душанбе. В октябре 2016 года в РТ перекрыли реку Вахш, а в ноябре 2018 года ввели в эксплуатацию первый энергоблок Рогунской ГЭС. Таким образом, для Таджикистана всё закончилось хэппи-эндом, чего не скажешь о Центральной Азии в целом. В регионе продолжает ощущаться нехватка воды. А две его республики – Узбекистан и Таджикистан – остаются в группе риска. Случись природная или техногенная катастрофа, и они столкнутся с хронической нехваткой воды.

Чем поможет «десятилетка» ООН, которую инициировал Таджикистан? Как говорится в принятой в декабре 2016 года резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 71/222, «целями Десятилетия («Вода для устойчивого развития, 2018-2028». – Ред.) должны быть повышенное внимание к устойчивому развитию и комплексному управлению водными ресурсами», пропаганда бережного отношения к воде, содействие сотрудничеству стран в сфере водопользования». Но в резолюции ГА ООН не называются конкретные цифры или целевые показатели, которых мир должен достичь к 2028 году. Очевидно, что документ носит рекомендательный характер, где говорится, что от решения вопроса эффективного водопользования зависит стабильное и устойчивое развитие стран и народов.

Полный текст новости доступен по ссылке ritmeurasia.org


 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo