Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Европейский Союз готов увеличить объемы финансирования проектов в сфере армянской энергетики, а готова ли Армения к этому?
Европейский Союз готов увеличить объемы финансирования проектов в сфере армянской энергетики, а готова ли Армения к этому? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
18.10.2019

Европейский Союз намерен увеличить объемы финансирования проектов в сфере армянской энергетики. Особое внимание при этом будет уделено вопросам, связанным с развитием альтернативной и возобновляемой энергетики, повышением уровня энергетической эффективности.

В этих целях предусмотрено даже сформировать Совет эфнергоэффективности, который будет регулировать проекты в данной сфере. На реализацию программ будут привлекаться и средства Программы ЕС «Восточное партнерство», в рамках которой республика получит порядка 80 млн евро. Еще 300 млн евро будут направлены ЕС и европейскими финансовыми учреждениями на повышение безопасности энергетического комплекса страны и диверсификацию источников энергии. Большая часть средств поступит в виде кредитов, другая - в виде грантов. При этом, приоритетными будут считаться проекты в сфере энергетической эффективности, которые должны быть направлены на снижение зависимости от импорта энергии, сглаживание растущего спроса на нее и предоставление более доступных по цене, экономичных, а также экологических энергетических решений.

В настоящее время жилые здания представляют собой крупнейший энергопотребляющий сектор Армении - порядка 40% электроэнергии и газа. Задача ЕС и властей Армении заключается в снижении этого показателя в ближайшей перспективе до 20%, а в долгосрочной - до 2030 года - выйти почти на нулевой показатель потребления энергии (NZEB) с использованием возобновляемых источников энергии. Разрабатывается и долгосрочная дорожная карта, цель которой - 100%-е соответствие NZEB всех новых общественных зданий в Армении к середине века. Также разрабатывается порядок сертификации эко-маркировки для «зеленых зданий».

Предложения сторон поняты и просты - чем меньше потребляешь, тем больше остается на рынке газа и электроэнергии, тем она становится дешевле и, как следствие, меньше платишь. Но с другой стороны, при росте экономики государства на 1%, как минимум, на 0,5% должны возрастать и объемы потребления. Между тем, правительство Армении предусматривает двузначный рост ВВП на ближайшую перспективу, что должно привести и к значительному росту объемов потребления энергии. Двузначный рост экономики невозможно увязывать с количеством жилых зданий, этот процесс предполагает создание новых производств, и как следствие, к необходимости создания новых энергетических мощностей.

Глобальный спрос на энергию, согласно оценкам Международного Энергетического Агентства (МЭА), вырастет на 37% к 2040 г., в то же время рост экономики будет менее энергоемким, чем раньше. Рост мирового спроса на энергию замедлится до около 1% в год после 2025 г. из-за факторов цен, энергетической политики и структурных сдвигов в мировой экономике в сторону увеличения доли сферы услуг.

Глобальное распределение спроса на энергию резко изменится: с одной стороны, стагнация в Европе, Японии, Корее и Северной Америке, с другой стороны - рост в Азии, где сосредоточится 60% мирового спроса (бурный рост в Индии и Юго-Восточной Азии), на Ближнем Востоке, Африке и Латинской Америке, а также в регионе Южного Кавказа. До 2030 гг. количество потребляемой энергии возрастет на 44%.

На фоне этих прогнозов становится очевидным, что без создания дополнительных мощностей Армения может столкнуться с серьезными последствиями. Между тем, проекты в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики, которые также важны для диверсификации источников энергии, не решают одной, но главной задачи - базисных мощностей.

Намерения ЕС очевидны - за счет альтернативной энергетики свести к минимуму влияние на энергетический комплекс страны фактор Армянской атомной электростанции, а в недалеком будущем и ее закрытие. Уместно здесь напомнить, что доля ААЭС в энергетическом балансе страны составляет порядка 40%, она производит самую низкую по себестоимости электроэнергию. Между тем, альтернативу ААЭС в ЕС видят в строительстве солнечных и ветряных электростанций, а также в реализации проекта строительства 400/500-киловольтной ЛЭП Иран-Армения-Грузия. Но в первом случае придется надеяться на матушку природу - есть ветер, есть электроэнергия с ветряных станций, нет - электроэнергии не быть, то же самое касается и солнечной энергетики.

Между тем, соответствующих приборов для аккумуляции энергии по доступным ценам на рынке пока нет. Это понимают и власти Армении, которые дали зеленый свет строительству на прилегающей к Ереванской ТЭС территории нового теплового блока. Что касается ЛЭП, по которой планируется осуществлять, с одной стороны, поставки излишек электроэнергии в страны региона, и получать их обратно в зимний период, а с другой стороны, вести прямую торговлю электроэнергией, то и ее судьба весьма неопределенна.

Согласно графику работ, данная ЛЭП должна была быть введена в эксплуатацию к концу ноября текущего года. Между тем, в направлении Армения-Грузия стороны даже не приступали к строительным работам. И это в том случае, что средства европейскими структурами предоставлены, а немецкая компания <Фикхтер> провела все необходимые процедуры. Судя по развитию событий, данную ЛЭП, как и проекты строительства Мегринской и Лори-Бердской ГЭС, может ожидать та же участь, что и программу строительства транспортного коридора «Север-Юг». И пока в Армении думают над дальнейшей судьбой данной ЛЭП, на свет появился проект создания энергетического коридора Иран-Азербайджан-Россия, который начал активно претворяться в жизнь.

Следует заметить, что и ЕС и Иран предлагают конкретные решения имеющихся проблем, однако власти Армении не торопятся с их реализацией, мотивируя это необходимостью строгого контроля за государственным долгом, и, как следствие, медленным рассмотрением кредитных программ. Но что мешает привлекать кредитные ресурсы под конкурентные и самоокупаемые проекты? Тем более, на фоне заявления премьер- министра РА о необходимости направления средств, в том числе, и государственных в мега-проекты в сфере капитального строительства. Вопрос, который до сих пор остается открытым. 

Источник: https://finport.am/full_news.php?id=39781&lang=2
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo