Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Кыргызстан нуждается в диверсификации источников энергии
Кыргызстан нуждается в диверсификации источников энергии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
09.12.2019

Территория современного Кыргызстана бедна на углеводородные ресурсы, но при этом благодаря высокогорному рельефу и советскому промышленному наследию располагает большими гидроэнергетическими мощностями. В стране модернизируют старые мощности и пытаются строить новые ГЭС.

Такое положение дел делает энергетическую отрасль страны несбалансированной и зависимой от импортных поставок топлива. Газ и нефтепродукты поставляют Казахстан, Россия и Узбекистан. Также имеются небольшие поставки угля из Казахстана, хотя собственная добыча могли бы покрыть внутренние потребности. Но приватизированные в 1990-е годы шахты еле выживают в современных условиях.

В целом в республике наблюдается поэтапная программа по реконструкции энергетических объектов. После выхода Узбекистана в 2009 году из единого среднеазиатского энергетического кольца КР, и без того испытывавшая в то время дефицит электроэнергии, принялась срочно искать возможности для строительства новых энергетических объектов. Поскольку собственных ресурсов для этой амбициозной цели было недостаточно, приходилось привлекать иностранных партнёров. На китайские кредиты успешно построили электрические подстанции и линии электропередач. А вот с модернизацией бишкекской теплоэлектростанции произошёл грандиозный скандал: по обвинению в коррупции в СИЗО оказался тогдашний премьер-министр. Теперь с учётом процентов по кредиту придётся отдавать около $500 млн, хотя, по оценкам экономистов, за $200 млн можно было построить совершенно новый объект, а не провести половинчатую модернизацию.

Российских, а потом европейских и арабских инвесторов пытались завлечь для строительства новых гидроэлектростанций, но пока безуспешно. Одно из главных препятствий – долгая окупаемость многомиллиардных инвестиций. Деньги пока дают только международные финансовые организации.

В критическом состоянии оказалась госкомпания «КыргызГаз» – монополист по распределению газа среди потребителей в стране. Чиновникам никак не удавалась договорится с Ташкентом о стабильных поставках газа в южные регионы, из-за чего случались периодические кризисы поставок. Сама компания набрала долги на десятки миллионов долларов, при этом ничего не вкладывала в реконструкцию и модернизацию газовой инфраструктуры.

Проблему решили просто, продав в 2013 г. «КыргызГаз» российскому «Газпрому» за символическую сумму в 1 доллар, но с обязательством расплатиться по долгам и вложить 20 млрд рублей в модернизацию обветшавшей инфраструктуры. С тех пор перебоев в поставках газа не наблюдалось.

С главным же активом страны – гидроэлектростанциями государству приходится работать самостоятельно, неспешно строя Камбаратинские ГЭС и модернизируя старые.

Президент Сооронбай Жээнбеков в октябре посетил реконструкцию крупнейшей в стране Токтогульской ГЭС, которая даёт 40% всей электроэнергии страны. По его словам, ремонт проходит успешно, вместо старого оборудования установлена новая техника. В рамках II и III фазы на станции будет заменено четыре гидроагрегата. На эти цели будет выделено 320 млн долларов от АБР и ЕАБР.

Старт реализации первой фазы проекта по реабилитации Токтогульской ГЭС С. Жээнбеков дал в мае 2017 г., еще будучи премьер-министром

«Замена гидроагрегатов завершится в 2023 году. Такой проект обеспечит энергобезопасность, на 240 мегаватт увеличится мощность выработки, что будет равно работе такой ГЭС, как Камбарата-2. Кроме того, реконструкция продлит жизнь Токтогульской ГЭС на 35-40 лет», – заявил президент.

Также глава государства отметил хорошую динамику развития энергетической отрасли, куда привлекаются инвестиции для строительства новых объектов и модернизации имеющихся.

Как сообщила «Ритму Евразии» пресс-секретарь ОАО «Электрические станции» Тагжана Айдаралиева, сейчас в стране всего два объекта электрогенерации находятся на реконструкции. «В состав ОАО "Электрические станции" входят следующие объекты: Ат-Башинская ГЭС, Камбаратинская ГЭС-1, Токтогульская ГЭС, Курпсайская ГЭС, Шамалдысайская ГЭС, Учкурганская ГЭС, Ташкумырская ГЭС. А также две теплоэлектростанции – ТЭЦ города Оша и ТЭЦ города Бишкека. Из них проходят модернизацию Токтогульская ГЭС (фаза 2) и Атбашинская», – проинформировала Т. Айдаралиева.

В стране есть также много малых ГЭС, например ОАО Чакан ГЭС. Есть и ТЭЦ, которые в состав ОАО «Электрические станции» не входят.

Энергетическая эффективность

В каком состоянии находится энергетика Кыргызстана, если её сравнить с другими странами? Как увеличить эффективность энергетической отрасли? На эти и другие вопросы в интервью «Ритму Евразии» ответила экономист из Бишкека Нургуль Акимова.

– Мир движется в сторону экологичной энергетики, то есть зелёной, – говорит Н. Акимова. – Всё больше стран выбирают строительство инфраструктуры для возобновляемых источников энергии – меньше угля, больше электроэнергии (в особенности ГЭС). В этом соревновании Кыргызстан также участвует.

Например, Всемирный банк, оценивая доступность к различным видам энергии и энергоэффективности, присудил Кыргызстану 64 балла из 100. Чем выше балл, тем выше уровень энергетической отрасли в стране.

Для сопоставления можно сказать, что у России 77 баллов, Казахстана – 78, Таджикистана – 60. Получается, что в нашем регионе у Кыргызстана не самый лучший, но и не самый худший показатель.

В стране выработка электроэнергии в 2018 году составила чуть меньше 4 тыс. мегаватт, из которых 90% приходятся на гидроэлектростанции, расположенные на юге страны. Это приводит к тому, что транспортные и другие издержки для потребителей в итоге выходят дорогими. Если бы малые ГЭС или альтернативные источники генерировали больше энергии, то у людей была бы альтернатива. В особенности это касается удалённых районов, куда трудно и дорого прокладывать ЛЭП, а значит, цены на электричество не становятся более доступными.

Необходимость диверсификации источников энергии

– Если на энергетику Кыргызстана посмотреть с точки зрения зависимости или доступности, то нужно ещё раз напомнить, что распределение идёт именно от крупных ГЭС. Это ставит отрасль в не самое выгодное положение, поскольку возникает зависимость от стока рек, периодически случаются маловодные периоды, и тогда возникает дефицит воды, которую нужно отдавать и на полив сельхозугодий. Вследствие изменения климата и таяния ледников (об этом на недавней встрече лидеров Центральной Азии говорил президент КР Сооронбай Жээнбеков) это отрасль в будущем может перестать быть устойчивой. И в этом смысле очень важно проводить диверсификацию источников энергии, откуда распределяющим компаниям можно было бы брать электроэнергию для потребителей.

Если взять ретроспективно, например, с 2010 по 2017 год, то энергетика Кыргызстана достигла определённого прогресса с точки зрения капиталовложений. Например, введён в строй первый агрегат Камбаратинской ГЭС-2, у которого мощность составляет 120 мегаватт. Построены новые подстанции «Датка» и «Кемин», ЛЭП 500 «Датка-Кемин» и другие объекты. Тем самым в стране обеспечены определённые условия для дальнейшего наращивания потенциала энергосистемы.

Конечно, энергетике Кыргызстана есть куда стремиться, но тем не менее имеются и некоторые успехи. Например, потери электроэнергетики сокращены с 31% до 18%, в то время как среднемировой показатель составляет 8%. Ещё большего сокращения потерь, я считаю, можно достичь через цифровизацию системы.

Сокращение потерь

– Когда речь идёт о влиянии энергосектора на экономику страны, то чрезвычайно важно проводить политику энергосбережения. Это позволит обеспечить доступность к источникам энергии для большего числа компаний, которые производят товары и услуги.

В условиях Кыргызстана энергосбережение играет особенно важную роль. Крупные ГЭС уязвимы перед чрезвычайными природно-климатическими ситуациями – наводнениями, землетрясениями, и это, конечно, очень сильно должно волновать «Энергохолдинг», который управляет этими мощностями.

Еще один аспект проблемы – необходимость децентрализации энергетических мощностей. Она нужна именно для тех, кто несёт ответственность за доступность потребителей к электроэнергии. Энергетический рынок страны сильно монополизирован госсектором, и это становится препятствием для развития частного сектора. Тот факт, что частники не могут работать на энергетическом рынке, скорее вредит экономике. Потому что мобильный средний и малый бизнес имеет больше возможностей внедрять современные технологии, чем громоздкая госструктура.

Потребность в энергоресурсах с годами растёт, например за последние 7-8 лет жилищный фонд, который необходимо обогревать, вырос на треть. При этом объёмы распределяемой электроэнергии остались на том же уровне.

Конечно, наука не стоит на месте, и новые технологии помогают всё больше экономить потребление электроэнергии. Но это не значит, что производственные мощности не будут расти, без этого рост экономики в целом просто невозможен.

Нынешняя ситуация открывает новые возможности для угольной отрасли, которая вполне может нарастить добычу, а также газовой, если Кыргызстан активно войдёт в новое единое энергетическое кольцо, идею которого продвигает Узбекистан. Но в любом случае стране необходимо завершить модернизацию доставшихся от советского времени энергетических объектов и повысить энергоэффективность существующих систем. Только в этом случае можно будет безболезненно удовлетворить постоянную растущий спрос на энергию.

Источник: https://www.ritmeurasia.org/news--2019-12-06--kyrgyzstan-nuzhdaetsja-v-diversifikacii-istochnikov-energii-46361


 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo