Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Дары великой реки
Дары великой реки Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
11.03.2020

Хорошо известно выражение «река времени», употребляемое, когда хотят подчеркнуть непрерывное течение неуловимой тайны бытия. Но это образное сравнение применимо и к могучим водным артериям, которые и участвуют в жизни нашей цивилизации. По их берегам издревле селились люди, сначала река питала их, потом подталкивала к развитию земледелия и судоходства, образованию древнейших на планете государств. Таковы Нил и Евфрат, Инд и Хуанхэ. В истории Центральной Азии и, в первую очередь Туркменистана, заметную роль сыграли реки Мургаб, в дельте которого возникла страна Маргуш, замечательное царство бронзового века и уникальная Амударья, уже много веков служащая источником орошения полей и пашен в самом сердце Каракумов.     

В Авесте, в древнейшем своде зороастризма, Амударья отож­дествляется с рекой Ардви и с Ардвисурой Анахитой («Влага могучая, чистая»), её божеством, с животворной стихией воды, которая была священна сама по себе, как пламя костра и любая почва. Сопровождавшийся возлияниями обряд поклонения воде и огню совершался каждый день, а ритуальный напиток из сока хаомы, коровьего молока и воды, по всей видимости, символизировал триединство животного мира, растений и несущей жизнь влаги, которой противостояли силы зла в образе демона засухи Апаоши. Сама богиня представлялась в облике юной прекрасной девы, и его поэтическое выражение напоминает описание дельты Амударьи. Она живёт на вершине мировой горы Хукарьи у мифического источника, также называемого Ардви. Считалось, что эта гора достигает небесной обители богов, и прямо оттуда, с запредельной высоты, по её склону бегут пречистые потоки воды и низвергаются в Мировой океан Ворукашу, расположенный где-то далеко на востоке. Иног­да, впрочем, упоминается, что Ардви – исток и начало и других мировых рек.

В этих представлениях есть большая доля правды. В действительности, самая крупная река Средней Азии и одна из самых бурных и непостоянных в мире Амударья берёт своё начало в горах Памира и Гиндукуша. Её исток находится на значительной высоте в 5 тысяч метров. Но только это река называется Пяндж, и лишь когда в неё впадают воды Вахша, мощное течение становится Амударьёй. Интересно, что в горах реку питает много притоков, но после выхода её на равнину их нет ни одного.

Амударья – очень непостоянная река, часто меняет своё течение. Во время таяния ледников она может за одни сутки изменить своё русло, и происходило это многократно. Но всегда, где бы она ни текла, её воды приносят и оставляют толщи песка. По проведённым исследованиям, минералогический состав пустыни Каракумы идентичен составу отложений современной Амударьи.

Но главная особенность Аму­дарьи, которая роднит её с Сырдарьёй и отличает от многих других рек то, что её воды несут колоссальное количество плодородного ила, который она оставляет на окружающих равнинах в виде внушительного слоя осадков. Из-за их мощных наносов и постоянного накопления как в долине реки, так и в ней самой, её ложе идёт не по низу, а по гребню ею же созданного широкого вала. Она течёт словно по водоразделу и в любой момент может выйти из него и, направившись в более низкое место, образовать там новое русло. Такая ситуация возможна во время двух сезонных паводков – в конце весны из-за дождей и таяния низкогорных снегов, и в начале лета, когда её воды начинают подпитывать ледники. 

Могучее течение Амударьи, подтачивая берега, постоянно прокладывает новый путь. Её русло меняет свои очертания, и не зря ещё арабские географы называли её Джейхун («Безумная»), так как во время паводка она затопляет значительные площади прибрежных низин, круша и поглощая всё на своём пути. В средние века она была полноводнее, и течение её было сильнее. Известна печальная участь древней столицы хорезмшахов города Кята. В конце X века Амударья полностью смыла его с лица земли.

Река настолько кардинально меняла своё направление, что в какие-то исторические периоды неслась, впадая не только в Аральское море, на что указывает в IV веке римский историк Аммиан Марцеллин, но и в Каспий. Об этом пишут, в частности, ещё греки Геродот и Страбон. Этот новый путь, достаточно крупная водяная артерия, оказавшая значительное влияние на хозяйственный уклад живших тут людей, получил название Узбой. Отсюда разночтение и несоответствие в указаниях древних средневековых авторов. Но, всё же именно через Узбой в своё время переправлялись армии Кира, Чингисхана и Тимура. 

Его изучению была посвящена ещё в 1886 году экспедиция В.А.Обручева. Она установила, что Узбой – сохранившееся в песках русло большой самостоятельной реки, истекавшей из Сары­камышского озера и впадавшей в Каспийское море. Сам же питавший её водоём обеспечивался лишь частью вод Амударьи. Русло Узбоя могло бы пропустить только от трети до половины стока великой реки. Можно говорить, что в далёком прошлом у неё было две дельты, из которых большая шла на север к Аральскому морю, а меньшая тянулась на запад к Сарыкамышу и многое зависело от его наполнения.

В 1902 году вышел подробный труд академика В.В. Бартольда «Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времён до XVII века». В нём, собрав вместе свидетельства древних авторов и на сравнении многих письменных источников, известный русский историк-востоковед пишет, что ко времени монгольского завоевания эта река впадала в Арал, но в последующий период от XIII до XVI веков повернула в сторону Каспийского моря и текла по руслу Узбоя. За это говорит и то, что Сарыкамыш вновь стал наполняться после походов Тимура во второй половине XIV века.

Проанализировав известные факты, можно заключить, что не только естественные причины «поворачивали» Амударью к Аральскому морю. Очевидна и значительная роль антропогенного влияния (в виде активного строительства сложных ирригационных систем, включающих каналы и плотины) в том, что в течение только последней тысячи лет она два раза круто меняла направление.

Амударья сделала возможным культурное освоение этих выжженных солнцем земель, и проживание на них сотен тысяч человек. В её бассейне очень рано, ещё до нашей эры, сформировались древние государства Средней Азии: в низовье, устье реки – Хорезм, а в среднем и верхнем течении – Согдиана и Бактрия. Многовековые наносы реки сделали прилегающие территории благоприятными для орошаемого земледелия.

Как пустыня Каракумы, так и пригодная для сельского хозяйства обширная дельта Амударьи, создавшая Хорезмский оазис, есть следствие «работы» великой реки. Так, Абу-Рейхан ал-Бируни в XI веке высказывал блестящую мысль, которая могла бы стать основой для палеографической теории. Суть её в том, что именно воды Джейхуна – настоящий творец плодородных долин Хорезма. Но ещё историк Х века ал-Истахри писал, что: «Хорезм – страна, которая извлекла всю пользу из Джейхуна».

Но издревле Амударья использовалась не только для искусственного орошения. С глубокой древности река служила важнейшей естественной транспортной артерией. Согласно некоторым научным гипотезам, она была связующим звеном торгового пути, проложенного ещё в III–II тысячелетии до нашей эры от древнеиндийской цивилизации Хараппы к древнеземледельчес­ким поселениям Маргианы и предгорий Копетдага. По нему сюда и далее на запад везли слоновую кость и другие ценные материалы.

С того времени, несмотря на смену конфигураций государственных образований, правящих династий и топонимов, Амударья не теряет своего стратегического значения как часть логистической системы региона. Неудивительно, что в средневековье её пристани становятся важными транзитными узлами Великого Шёлкового пути. Через Амударью, вдоль реки и по ней пролегли удобные торговые дороги. Туркменистан, расположенный на пересечении транспортных трасс континентальной магистрали, внёс заметный вклад в её становление и культурный обмен между народами, и ныне прилагает большие усилия для возрождения исторических связей в новом качестве. 

С эпохи средневековья на территории Лебапского велаята, в долине Амударьи находятся свыше двух десятков историчес­ких памятников, раскрывающих богатые традиции материальной и духовной культуры туркменского народа. Они, как и уникальные природные ландшафты вокруг, непременные пункты известных туристических маршрутов. Тянущиеся вдоль реки тугайные заросли с характерными растениями и разнообразной фауной теперь заповедные места, особо охраняемые государством.

Два исторических объекта из этого списка – цитадель Амуля и караван-сарай Дая-хатын включены в Программу проведения археологических раскопок в регионах нашей страны на памятниках, расположенных вдоль Великого Шёлкового пути, на 2018–2021 годы. Здесь туркменские учёные уже третий год ведут изыскательские, консервационные и реставрационные работы. Причём время строительства караван-сарая относит этот уникальный памятник средневековой архитектуры к эпохе туркменской династии Великих Сельджуков.

Не прекращается и паломничество к мазару Астана баба. В этот культовый ансамбль входят мечеть и несколько мавзолеев, причём самая ранняя постройка датируется XII веком. По преданию, при возведении одного из сооружений использовали воду и глину, привезённую из Мекки. К XI столетию относится архитектурно оформленная усыпальница Алламбердара, изысканно декорированная искусно составленной кладкой из резных кирпичиков. 

Много людей стремятся посетить медресе Идрис баба. Это старинное учебное заведение в XVII веке считалось одним из лучших. В нём помимо теологии и мусульманского права учащиеся изучали математику, географию и другие предметы. И поэтому неудивительно, что сюда приехал учиться будущий классик турк­менской литературы, великий поэт и мыслитель Махтумкули Фраги. Сохранилось разделённое на три больших узловатых ствола огромное тутовое дерево, посаженное ещё основателем той духовной школы. Оно считается священным и, конечно же, центром притяжения паломников. Лебапцы бережно ухаживают за этой реликвией, связанной с именами отечественных просветителей.

Даже этого небольшого перечисления историко-культурных памятников, строительство которых приходится на разные века, достаточно, чтобы понять, что ареал Амударьи с древнейших времён был густо заселён. Река стимулировала цивилизационные процессы, давая возможность заниматься орошаемым земледелием и развиваться, прокладывая для доставки воды на территории, удалённые от основного русла, целые системы уникальных ирригационных каналов. В засушливых условиях пустыни у туркмен сформировалась высокая культура водопользования, особо бережное отношение к каждой её капле, которую ценили как крупицу золота.

Сегодня, как и встарь, великая река несёт свои воды и помогает орошать земли восточного регио­на Туркменистана. Она питает обширные сельхоз­угодия Лебапского велаята, стимулируя его тружеников добиваться весомых урожаев. И в её могучем течении есть много созвучного преобразованиям, изменяющим облик городов и сёл нашей страны, процессам обновления, ставших живительной силой для всех нас в эпоху могущества и счастья.

Источник: http://metbugat.gov.tm/blog?id=1237
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo