Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Обмелевшее Аральское море – язва неблагополучия и нездоровья в Центральной Азии
Обмелевшее Аральское море – язва неблагополучия и нездоровья в Центральной Азии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
29.07.2020

Население, проживающее в районе Аральского моря, сталкивается с множеством экологических проблем. Всему виной известная катастрофа – высыхание Аральского моря. В 1991 г., когда распался Советский Союз, в Центральной Азии появились новые государства и пала завеса тайны с Приаралья: весь мир узнал о масштабах разрушения экосистемы, пишет NCBI.

Аральское море пострадало из-за десятилетий разрушительной сельскохозяйственной практики и бесхозяйственного отношения к экологии. Некогда четвертое по размеру озеро в мире почти исчезло с лица земли из-за загрязнения воздуха, почвенного слоя и воды миллионами тонн токсичных химикатов и не только. Экологическая катастрофа повлияла на землю вокруг водоема и на здоровье проживающих вблизи него людей. Проблему усугубили и усилили распад систем здравоохранения и социального обеспечения, рост бедности и безработицы на фоне потери «советской» поддержки.

У ученых ушел не один год на поиск причин гибели Аральского моря. В разгар холодной войны – в 50-е гг. XX века советское правительство стремилось добиться (во что бы то ни стало) успехов в хлопководстве, применяя «современные» методы выращивания хлопка. Его в советское время называли «белым золотом» и неспроста: он попал в категорию ценных стратегических культур. Его использовали не только в пошиве одежды, но и для нужд военной промышленности.

Так как цель в виде ударного развития хлопководства была поставлена, нашлись и ресурсы для ее достижения. Вскоре богатый урожай хлопка начали собирать в Центральной Азии, где были благоприятный для его выращивания климат и казавшийся неиссякаемым источник воды.

Бывшее бессточное соленое озеро в Средней Азии питали реки Амударья и Сырдарья. Воду из рек использовали для орошения земли, соорудив для этого сеть ирригационных каналов. Тогда никто не думал о последствиях: куда важнее было собирать богатый урожай хлопка, нежели думать о том, что происходит с Аральским морем. «Расплата» пришла в середине 60-х гг. XX века. Уровень воды в нем стал быстро снижаться, а к 1989 г. оно распалось на два несвязанных друг с другом водоема.

Многие ученые склоняются к тому, что проблемы со здоровьем у людей, живущих в Приаралье, возникли из-за деградации окружающей среды. У них часто диагностируют анемию и рак. Они подвержены респираторным заболеваниям. Дети рождаются с врожденными пороками в развитии. Из-за физиологических, метаболических и поведенческих аспектов, с которыми местные жители сталкивались десятилетиями, у их детей часто выявляют незрелость органов и систем. В связи с этим у будущих поколений могут быть еще более серьезные мутации.

Местные жители давно уже говорят о том, что стали жертвами экологической катастрофы. Они лишились не только урожаев, но и здоровья. В советское время данные на этот счет держались в секрете. Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг. XX века, когда впервые открыто заговорили о значительном ухудшении здоровья на фоне обмеления Аральского моря. Исследования проводили, но результаты до поры до времени не предавали гласности. Сейчас же пришло время исправить это упущение и рассказать всему миру о последствиях гибели водоема.

Испокон веков регион, прилегающий к Аральскому морю, называли Приаральем. Его делят на Восточное (Кызылординская область, Казахстан), Южное (Республика Каракалпакстан, Узбекистан) и Северное Приаралье (юг Актюбинской области, Казахстан).

Аналитики систематизировали сведения, полученные из стандартных поисковых систем (Google, Medline, SCOPUS, Google Scholar, Geobase). Интерес для них представляли статьи на английском языке, опубликованный в период с 1985 г. (за шесть лет до получения учеными-иностранцами беспрепятственного доступа в регион) по март 2010 г. (за семь лет до появления интереса к экологической катастрофе у научного сообщества).

Информацию в поисковых системах собирали по крупицам: запрос включал в себя два параметра. Первый касался географического положения (т.е. к запросу добавляли слова из списка ниже: Узбекистан, Каракалпакстан, Казахстан, Туркменистан, Аральское море, Кызыл-Орда, Хорезмская область), а второй – проблем со здоровьем (включили в него общие (болезнь, заболеваемость) и конкретные термины). Географические названия писали согласно правилам грамматики английского языка. В список заболеваний включали те, которые одобрили эксперты в области здравоохранения и которые могли развиться из-за экологической катастрофы.

Помимо сведений, которые почерпнули из поисковых систем, аналитики побывали в Узбекистане и автономной Республике Каракалпакстан в 2008 г., чтобы проконсультироваться при личной встрече с экспертами международных некоммерческих организаций, которые работают в регионе (в том числе ЮНИСЕФ, организация «Врачи без границ», ВОЗ) и представителями местных неправительственных организаций (ВУЗы, больницы, исполнительные органы власти), и чтобы получить больше информации на интересующую их тему, в том числе и из неопубликованных докладов.

Специалисты проанализировали эмпирические исследования среди населения Приаралья, сконцентрировавшись косвенно и напрямую на здоровье детей и поиске взаимосвязи между ним и экологической ситуацией без анализа причин, которые могли вызвать болезнь (не учитывали, что она могла развиться из-за профессиональной деятельности родителей).

Аналитики ознакомились с нерецензированной литературой, но к ней предъявляли такие же требования, как и к рецензированной: наличие четко сформулированных целей при проведении исследования, описание методов его проведения с подкреплением выводов таблицами, диаграммами и т.д.

Результаты

Всем предъявленным критериям соответствовали лишь двадцать шесть статей или глав в книгах и четыре опубликованных доклада. Все исследования, за исключением нескольких, опубликовали в период с 1997 по 2004 гг. Отсутствие более поздних публикаций – наглядное доказательство того, что в Приаралье почти перестали проводить исследования в области здравоохранения.

По итогам анализа выявили две категории проблем: обе они не являются взаимоисключающими:
 
Первое, это проблемы, которые косвенно связаны с экологической катастрофой ввиду социальных и экономических затруднений (высокая смертность во младенчестве, аномалии физического развития, низкий вес новорожденных, частые приступы диареи, плохое самочувствие);
 
Второе, это проблемы, которые, по мнению некоторых авторов, стали последствием экологической катастрофы (анемия, респираторные заболевания (астма, ОРВИ), интоксикация организма токсическими веществами, гиперкальциемия, дисфункция почечных канальцев).

В Узбекистане внимание аналитиков привлекли четыре доклада, которые подготовили, используя стандартные подходы для оценки широкого спектра проблем со здоровьем у нации.

Первое исследование провели сотрудники Института акушерства и гинекологии и Macro International Inc. (1997 г.). Они проанализировали медицинские карты 4,415 тыс. женщин и их 7,271 тыс. детей. В итоге составили графики фертильности, протекания беременности, младенческой смертности, постнатального роста, анемии и т.д.

Смерть новорожденных

В исследовании, проведенном в 2006 г., специалисты установили уровни младенческой смерти и смерти детей в возрасте до пяти лет в разрезе регионов Узбекистана. В Каракалпакской и Хорезмской областях они составили 56 и 65 на 1000 соответственно. В других регионах страны они варьировали от 28 до 63 на 1000 и от 31 до 76 на 1000 соответственно.

Вес при рождении и послеродовой рост

Во всех четырех исследованиях ученые оценивали показатели физического развития, в частности вес при рождении, соответствие веса/роста возрасту. По итогам исследования, проведенного специалистами Института акушерства и гинекологии и Macro International Inc., не выявили существенных различий между цифрами, полученными в Каракалпакской/Хорезмской областях и в других регионах Узбекистана в низком (до 2,5 кг) весе при рождении. Что касается соотношения роста возрасту, то у более 26% детей из «проблемных» регионов выявили отставания в развитии по одному или нескольким показателям. Цифра высокая, но в национальном масштабе она выше – 31%.

Диарея

Диарея – жидкий частый стул. Как показали исследования, у детей, живущих в Приаралье, часто наблюдают это расстройство. Из-за несвоевременного обращения в больницы оно приводило к смерти. В рамках четырех исследований выясняли, как часто страдают дети диареей.

К примеру, исследование, проведенное специалистами Института акушерства и гинекологии и Macro International Inc. в 1997 г., показало, что у 8% детей в возрасте до 3-х лет и проживающих в Каракалпакской/Хорезмской областях за две недели перед его проведением были приступы диареи (в среднем по стране наблюдали их у 5% детей). К аналогичным выводам пришли и во время исследования в 2000 г. Более поздние исследования (к примеру, проведенное в 2008 г.) показали, что диареей дети младше 2-х лет страдают чаще, чем их сверстники из других стран, даже из тех, где доходы населения ниже, чем в Узбекистане.

Стойкие органические загрязнители

Стойкие органические загрязнители (СОЗ), а также тяжелые металлы, содержащиеся в с/х удобрениях, присутствуют в высоких концентрациях в окружающей среде в Приаралье, продуктах питания и организме людей. Считается, что они представляют угрозу для здоровья детей, влияя на репродуктивную, эндокринную и иммунную системы, до и послеродовой рост и неврологическое развитие (Ritter и т.д., 1996 г.).

Самое раннее исследование о нагрузке СОЗ на организм людей, живущих вблизи Аральского моря, было проведено Petreas и его коллегами (1996 г.). Поводом для него послужило снижение показателей грудного вскармливания детей из-за обнаружения в грудном молоке у матерей токсичных веществ. Ученые изучили уровни загрязняющих веществ в нем и разных продуктах питания, в том числе в рыбе и молочных продуктах. В пробах, взятых у матерей, проживающих в с/х регионах Южного Казахстана, обнаружили высокотоксичные соединения, в том числе 2,3,7,8-тетрахлордибензоп-диоксин, входящий в состав многих распространенных сельскохозяйственных химикатов.

Заболевание органов дыхания

Аральское море обмелело, но соль, оставшуюся на дне, постоянно поднимают ветра и переносят с места на место. Скорость осаждения пыли в воздухе – одна из самых высоких в мире (O’Hara и др., 2000 г.). Ученые высказывали версию, что из-за нее люди, живущие в Приаралье, часто страдают ОРВИ, астмой и другими респираторными заболеваниями (Bennion и др., 2007; Институт акушерства и гинекологии и Macro International Inc., 1999 и т.д.).

В рамках исследования Института акушерства и гинекологии и Macro International Inc. (1997 г.) установили, что у 3,8% детей в возрасте до 3-х лет наблюдали 2-недельный кашель и учащенное дыхание (симптомы, которые часто появляются при ОРВИ). В среднем по Узбекистану таких детей было лишь 1,2%. Исследование, проведенное в 2000 г. в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, показало, что лишь у <1% детей была похожая симптоматика. Расхождение в цифрах связали с тем, что делали его летом, когда заболеваемость респираторными инфекциями низкая.

Гиперкальциемия, мочекаменная болезнь и почечная недостаточность

По сообщению Абдуллаева (2010 г.), из-за обилия солей в почве и воздухе у людей, живущих в Приаралье, развились следующие проблемы со здоровьем: гиперкальциемия (высокие уровни выделения кальция и натрия в мочевых путях), кристаллурия (образование кристаллов мочевой кислоты в моче) и мочекаменная болезнь (формирование конкрементов в органах мочевыделительной системы). Ученые предположили, что они развились из-за качества питьевой воды. Они взяли анализы у 1,817 тыс. людей, проживающих в Хорезме. Выяснилось, что симптомы гиперкальциемии, мочекаменной болезни и почечной недостаточности чаще наблюдаются у них, нежели у жителей других регионов страны. Они объявили, что кристаллурия есть у 50-85% детей, но доказательств этому не предоставили.

Детская анемия

Год от года в Приаралье растет число детей с анемией. Hashizume и др. (2004 г.) видят причины ее появления в дефиците железа и воздействии на организм растущего поколения окружающей среды. На эту тему провели шесть исследований, в том числе и перекрестное в Муйнаке (Morse, 1994 г.) с обработкой лабораторных данных детей в возрасте до 5 лет со случайной выборкой. У 70,4% детей обнаружили анемию. Аналогичные данные получили в рамках более позднего исследования (Giebel и т.е., 1998 г.). Предполагалось, что анемия у детей развилась на фоне дефицита железа.

Самооценка и психосоциальное здоровье

Для выявления уровня самооценки и психосоциального здоровья провели три исследования: одно – в 2003 г., а остальные – в 2004 г. Специалисты попросили матерей оценить общее состояние здоровья детей в возрасте до 5 лет по школе от «плохого» до «отличного». Матери в Каракалпакстане и Хорезме реже характеризовали здоровье детей эпитетами «отличное» и «очень хорошее», чем мамы, живущие в других регионах страны. Разница в оценке здоровья как «удовлетворительное» составила 10%.

Выводы

Что доказывают все проведенные исследования вне зависимости от методов проведения? То, что у детей, живущих в Приаралье, чаще диагностируют анемию, диарею, гиперкальциемию, дисфункцию почек и высокую нагрузку на организм стойких органических соединений. Уровни смерти новорожденных и смерти детей в возрасте до 5 лет среди них остаются самым высоким по сравнению со средними показателями по Узбекистану и другим странам с похожим уровнем развития экономики. Между тем, в Приаралье не выявляют чаще, чем в других регионах ОРВИ и отставания в развитии у детей.

Сравнительный анализ, проведенный аналитиками, хоть и затронул многочисленные доклады, но опираться на него и делать категоричные выводы не стоит. По имеющимся данным, дети в Приаралье действительно часто болеют анемией. Ученые видят причину этому в экологических проблемах, в которых погряз регион. Благоприятными условиями для ее развития стали бедность, скудное питание из-за развала рыбного и спада сельского хозяйств. Дефицит железа местные жители стали компенсировать включением в рацион черного чая и цельнозерновых круп, но от этого не стало меньше случаев заболевания анемией детей в регионе. Специалисты не нашли доказательств того, что к ней приводят паразитические инвазии и обилие токсических веществ, содержащихся в окружающей среде.

Хоть анемией в некоторых районах Приаралья и болеют чаще, но она распространена также и в других странах Центральной Азии. В Приаралье считают ее болезнью, которая развилась на фоне обмеления Аральского моря. Токсичные вещества действительно могут приводить к повышенной восприимчивости организма отравлениям тяжелых металлов, в том числе свинцом, и оказывать неблагоприятное воздействие на иммунитет.

Еще одной болезнью приаральского региона считают диарею. Согласно исследованиям, показатели заболеваемостью ею в регионе выше национальных. 8,6% детей в возрасте до 5 лет имели жидкий частых стул в течение 2-х недель, предшествующих исследованию, тогда как по стране их было всего 5,3%.

Из-за чего дети часто страдают диареей? Из-за качества питьевой воды, качества водопровода, внутренней канализации и практики использования воды во время приготовления пищи. Питьевая вода нехорошая из-за экологических проблем, наблюдаемых в Приаралье. Важно искать решение для них посредством выработки и внедрения новых стратегий в управление водными ресурсами, чтобы навсегда предотвратить попадание в нее сточных вод и загрязнителей с бактериальной или химической природой.

Пока ученые не установили, что жители Приаралье часто болеют респираторными заболеваниями и у них нарушена функция дыхательных путей. Показатели заболеваемости такие же, как и в других районах. Возможно, сейчас что-то изменилось, но бездоказательно об этом не стоит говорить. Также не выяснили, провоцирует ли пыль ОРВИ. Она может вызывать серьезные проблемы со здоровьем при длительном воздействии, но пока это тоже не выяснили.

Туберкулез, в частности, его штаммы с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) и крайней лекарственной устойчивостью (КЛУ) представляют собой одну из наиболее серьезных на сегодняшний день инфекционных проблем среди взрослого населения в регионе (Cox и др., 2007 г.). Туберкулез – болезнь бедных, и на нее косвенно влияют экологические проблемы. Ученые не устанавливали процент заболеваемости детей туберкулезом, но Brent и др. (2008 г.) считают, что он – высокий. По данным Zager and McNerney (2008 г.), Каракалпакстан занял третье место в мире по показателям заболеваемости туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. Ранее Cox и др. (2007 г.) заявляли, что больных туберкулезом в Каракалпакстане – 6%.

Нельзя связать высокую заболеваемость туберкулезом с экологическими проблемами. Он, как правило, развивается в условиях деградации окружающей среды, в странах с высоким уровнем бедности и низким уровнем развития системы здравоохранения.

Несмотря на то, что ученые провели множество исследований, пытаясь установить взаимосвязь между обмелением Аральского моря и здоровьем, живущим вблизи него народов, но многие вопросы остались без ответов. Министерства Узбекистана и Казахстана ужесточили требования к ученым, которые могут проводить исследования вблизи Аральского моря и на территориях, которые некогда были им. Примечательно, что даже местные ученые занимаются чем угодно, но только не этой животрепещущей для местных жителей темой.

Источник: https://kazakh-zerno.net/169538-obmelevshee-aralskoe-more-jazva-neblagopoluchija-i-nezdorovja-v-centralnoj-azii/


Последнее обновление ( 02.08.2020 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo