Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Статьи arrow Вопросы развития правового регулирования в водохозяйственной сфере
Вопросы развития правового регулирования в водохозяйственной сфере Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
09.09.2011
Вопросы развития правового регулирования в водохозяйственной сфере
Ищенко А.Н.
Депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по водным ресурсам,
Москва, Россия

Действующее природоохранное законодательство нашей страны подтверждает преимущество охраны водных объектов перед их использованием.
Охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, в том числе и от негативного воздействия вод на близлежащую территорию. Последнее проявляется в процессах разрушения берегов, которое может происходить как в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и носить постепенный, вялотекущий, «ползучий» характер. Предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод названы в действующем Водном кодексе Российской Федерации (ВК РФ) одним из приоритетных направлений деятельности.
В полной мере это требование должно относиться к неотъемлемой части водных объектов - берегов. Конституционная норма, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, нашла свое отражение в ряде нормативных актов.
Водные объекты представляют собой единый природный комплекс соприкосновения воды, земли и воздуха, который является предметом нормативно-правового регулирования. Водные правоотношения тесно связаны с правоотношениями в области охраны земель, лесов, недр, водных биоресурсов и т.д., а также при регулировании вопросов комплексного использования и благоустройства территорий поселений, расположенных вблизи водных объектов, неразрывно связанных с проблемами обеспечения безопасности населения, проживающего на данных территориях.
В Государственной Думе в феврале 2011 года прошёл первое чтение законопроект о внесении изменений в Водный кодекс и Градостроительный кодекс Российской Федерации, целью которого является ограничение хозяйственного освоения территорий, подверженных! вредному воздействию вод - затоплению, подтоплению, разрушению берегов и заболачиванию.
Данная конкретизация проблемы, отраженная в законодательных актах, подчеркивает значимость и актуальность защиты поселений от вредного воздействия вод.
Половодье текущего года подтверждает необходимость такого совершенствования действующего законодательства.
Имеющие правовое значение гидрологические понятия площади водосбора, русла с примыкающей подошвой склона и бровкой, переходящей в пойму, коренные берега, террасы речной долины и т.п. позволяют лучше разобраться в существе последствий вредного воздействия вод и характере природно-антропогенных явлений на прибрежных территориях водных объектов.
При строительстве водохранилищ и функционировании водотоков различного назначения должны тщательно продумываться различные гидрологические и экологические последствия, чтобы минимизировать причиняемый природной среде вред и обеспечить безопасность населения, проживающего на прибрежных территориях.
Крупномасштабное гидротехническое строительство в нашей стране в последнее время повлекло за собой преобразование бассейнов рек на площади более 700 тыс. км2 и затронуло социально-экономическую инфраструктуру территорий общей площадью до 1,5 млн км2. Рам рушение берегов рек и водохранилищ имеет серьезные последствия. Суммарный периметр крупных водохранилищ составляет 64 тыс. км, из которых около 40% подвержено интенсивной переработке.
Стратегия защиты берегов должна основываться на изучении природных и антропогенных факторов, определяющих интенсивность переработки и понимания общих закономерностей русловых деформаций, рельефообразования, динамики переформирования береговых массивов, изменения и развития этих процессов во времени.
Берегоразрушительные процессы исключительно сложны, они неоднородны в пространстве и нестабильны во времени. Именно поэтому, последствия такой переработки должны учитываться на основе всестороннего изучения воздействия природных и антропогенных факторов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 235-1 утверждена «Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».
Причиной такой безвозвратной потери элементов природной среды считается проявление «водной стихии», хотя в большинстве случаев переформирования берегов, особенно территории поселений, прослеживается явное техногенное воздействие гидроузлов. Регулирование стока рек в интересах многих водопользователей не учитывает потребности в защите береговых массивов даже в нижних бьефах гидроузлов, где негативное воздействие водных потоков проявляется наиболее выражено. При этом работа гидроузлов не может быть приостановлена даже при катастрофических разрушениях берегов ниже по течению во избежание еще больших негативных последствий при переполнении выше расположенных водоемов.
Сами процессы переработки береговой полосы несут угрозу устойчивости различных объектов в прибрежной зоне, в том числе и таких, разрушение которых может вести к экологическим катастрофам на водных объектах. Подобная ситуация не соответствует «обеспечению стабильного экономического развития, безопасности жизнедеятельности граждан и создания комфортных условий проживания», как это изложено в Водной стратегии страны до 2020 года.
Отсутствие в стране системы нормирования процесса разрушения берегов и непризнания даже явных виновников причинения элементам природы значительного экологического ущерба ведет к безвозвратной потери ценного природного компонента - прибрежных территорий и деградированию уникальных ландшафтов.
В данной ситуации не работает принцип «Разрушитель природы - платит». Не действует и другой подход «Вода платит за воду», принятый во всем мире. Иными словами, затраты на предотвращение масштабных разрушений берегов и восстановление природных ландшафтов должно нести общество в целом, а не конкретные виновники разрушения природы.
В свою очередь, потенциальные инвесторы, готовые вкладывать средства в многозатратные гидротехнические сооружения экологического значения (не приносящие прибыли в узком финансовом аспекте) не могут рассчитывать на льготы для участников природоохранной деятельности, поскольку берегоразрушение - не нарушение природоохранного законодательства. Это подтверждает, что совершенствование природоохранного (и водоохранного в том числе) законодательства необходимо.
С Китаем возникла проблема, которую необходимо будет урегулировать на уровне межгосударственных нормативных актов. В практике международного права государственная граница проходит посередине реки. Но русла подвержены постоянным переформированиям, приводящим к размыву одних и наращиванию других берегов. И это может создавать очаги межгосударственной напряженности из-за образования спорных территорий вследствие изменения положения русла. Китайцы подняли вопрос о 160 таких участках в пределах речной границы. Они производят мероприятия по инженерной защите своих берегов, возведено более 100 км таких сооружений. В результате односторонней защиты от размыва берегов происходит смещение динамической оси потока к российскому берегу, что очень нежелательно для нас.

В готовящихся «Основах экологической политики нашего государства до 2030 года» подобные моменты должны найти свое отражение, поскольку затрагиваются интересы большего количества российских граждан и защиты природы для нынешнего и будущих поколений. Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, подкомитетом по водным ресурсам данные проблемы решаются путем внесения соответствующих поправок и изменений в действующие нормативные акты и путем законотворческой инициативы.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo