Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Китайская инициатива «Один пояс – один путь» ускорит опустынивание?
Китайская инициатива «Один пояс – один путь» ускорит опустынивание? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
28.08.2020

Китайская инициатива «Один пояс – один путь» (BRI) станет крупнейшей программой развития инфраструктуры в 21 веке. Президент КНР Си Цзиньпин инициировал свое видение BRI, которое трансформирует стратегию транснационального социально-экономического развития на следующие несколько десятилетий с участием более 65 стран Азии, Европы, Африки, Америки и Океании (CPC news, 2013).

На долю BRI приходится 64% и 30% мирового населения и ВВП по сухопутным и морским маршрутам (Хуан, 2016 г.). В рамках данной инициативы будет создано несколько экономических коридоров через Азию, Европу и в значительной степени в направлении Африки, например, Евразийский экономический коридор сухопутного моста (ELBEC); Экономический коридор Китай - Монголия - Россия (CMREC); Экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная Азия (CCAWAEC); и Экономический коридор Китай-Индокитайский полуостров (CIPEC).

В морской среде в рамках инициативы предлагается сосредоточить внимание на совместном строительстве экономического коридора Китай-Пакистан (КЭК) и экономического коридора Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма (БКИМЕК) для обеспечения бесперебойных, безопасных и эффективных транспортных маршрутов, соединяющих крупные морские порты вдоль BRI.

Используя преимущества этих коридоров, правительства будут развивать инфраструктуру (например, автомобильные и железные дороги, порты, промышленные парки) (Belt and Road Portal, 2017). Однако в настоящее время BRI уделяет особое внимание социально-экономическим и геополитическим последствиям. Однако инициатива имеет потенциальные последствия для обострения проблемы опустынивания, особенно в засушливых регионах и районах вдоль экономических коридоров и BRI.

К сожалению, большинство экономических коридоров расположены в засушливых или полузасушливых районах, где годовое количество осадков обычно не превышает 600 мм в год (это может быть один-два дня осадков в Гонконге и Южном Китае в летний сезон), эти районы сильно подвержены опустыниванию. В связи с развитием BRI и изменением климата ожидается, что процесс опустынивания будет постоянно расширяться, поскольку эти районы находятся под угрозой серьезных последствий засухи, вызванных засухой и изменением климата (например, температуры и влажности).

Тем не менее, на территории реализации BRI мы видим, что наблюдалась засуха на огромных территориях, в частности, расположенных в Центральной и Восточной Азии, Сербии, восточной и северной Европе. Например, шесть провинций (Синьцзян, Нинся, Внутренняя Монголия, Ганьсу, Шэньси и Хэбэй) на территории северо-западного и северного Китая (например, Лёссовое плато) страдают от умеренного до высокого уровня опустынивания (Wang et al., 2008).

Однако BRI поощряет расширение существующих транснациональных транспортных систем (например, автомагистралей, железных дорог, транспортных узлов и т.д.) и развитие коммерческих, промышленных и жилых районов на засушливых землях. Эти социально-экономические изменения усилят дальнейшее сокращение площадей растительности и создадут условия для дальнейшей эрозии, что усугубит опустынивание. 

Поэтому мы предлагаем лицам, ответственным за принятие решений, планировщикам инфраструктуры и другим заинтересованным сторонам совместно работать над снижением негативного воздействия BRI на опустынивание, а также подумать над тем, как трансформировать этот аргумент в возможность продвижения «зеленого» BRI.

Если в рамках BRI будут приняты меры по адаптации к изменению климата и смягчению последствий опустынивания в качестве одного из основных направлений, то можно было бы, например, спланировать и внедрить сеть охраняемых территорий в засушливых районах, чтобы избежать дальнейших изменений в землепользовании, сокращения площадей растительности (луга и леса) и избежать дальнейшей эрозии почв во всех экономических коридорах в засушливых районах Евразии. Во многих регионах BRI, особенно на северо-западе Китая, в Южной и Западной Азии, существует явная потребность в дополнительных транснациональных соглашениях и законодательстве по охране и сохранению засушливых земель.

Кроме того, мы призываем к тому, чтобы в рамках BRI удалось добиться сокращения масштабов опустынивания под руководством китайского правительства. Китай может вместе с ООН возглавить усилия других стран по содействию реализации схемы и стратегий сокращения и смягчения последствий опустынивания в странах BRI, за которыми он будет следить, и которым он будет оказывать поддержку. Это способствует трансграничному сохранению окружающей среды засушливых и полузасушливых земель. В настоящее время некоторые страны BRI редко принимают региональные/национальные меры по борьбе с опустыниванием, в то время как в них по-прежнему отсутствуют комплексные стратегии и практика управления.

Что еще более важно, современные меры сопряжены с определенными недостатками, и для дальнейшего расширения сотрудничества между странами BRI в процессе предотвращения опустынивания (Чжан, 2017) срочно необходима рамочная основа, подобная той, которая была создана 10 сентября 2017 г. в рамках параллельных мероприятий КС13 по Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБОООН). С учетом этого Китай может взять на себя инициативу и тесно сотрудничать с ООН в целях создания партнерств в области управления почвенными и водными ресурсами и их сохранения для трансграничных географических аспектов в рамках BRI.

Кроме того, разработки в рамках BRI должны следовать передовой практике экологического планирования, такой как применение глобальных/региональных климатических и гидрологических моделей для понимания возможных обратных связей между будущими изменениями климата и опустыниванием и их вероятного воздействия на гидрологические модели.

В то же время власти должны проводить стратегическую экологическую оценку и оценку устойчивости для содействия принятию сбалансированных решений по социально-экономическим, природоохранным и экологическим вопросам, связанным с широкими масштабами засушливых земель (в странах экономических коридоров). По этой причине оценка воздействия должна проводиться на ранней стадии, а не после того, как будут сделаны инвестиции и приняты решения (т.е. до проведения оценки воздействия на окружающую среду будущего проекта).

Эти методы управления и применение иерархии смягчения последствий в целях сокращения потенциального расширения масштабов опустынивания, предотвращения эрозии почв и достижения устойчивого развития в засушливых и полузасушливых районах являются разумным и устойчивым способом активизации долгосрочного развития для Китая и стран BRI в засушливых районах.

Источник: https://www.chinawaterrisk.org/opinions/chinas-belt-and-road-initiative-to-speed-up-desertification/



 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo