Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Статьи arrow Государственно-частное партнерство в аграрном секторе
Государственно-частное партнерство в аграрном секторе Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.11.2011
Динара Рахманова,

исполнительный представитель Всемирной продовольственной организации (FAO) в КР,
член Наблюдательного совета ОФ «Центр по продвижению ГЧП и инвестиций»

В современном мире неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это один из способов такого взаимодействия между государством и бизнесом, предназначенное для финансирования, разработки, реализации и эксплуатации объектов и услуг инфраструктуры, которые традиционно обеспечивались государственным сектором.
Есть множество разных определений ГЧП, но все они подходят под одно общее: ГЧП – механизм успешного вовлечения частных предприятий (бизнеса) в государственные проекты, целью которого является достижение общественного блага. Другими словами, это соглашение о взаимных выгодах и каждое такое соглашение является временным, так как оно создается на определенный срок для выполнения какого-либо проекта и завершается сразу после его реализации.
Стоит отметить, что государство все равно остается доминирующей стороной в этом альянсе, перекладывая основные риски, а следовательно, и прибыль на плечи предпринимательского сектора и в то же время оставляя объекты в своей собственности. В такого рода партнерстве происходит слияние ресурсов двух хозяйствующих сторон – собственность государства и ее потенциал и принципы управления и инвестирования представителей бизнеса. Однако самым главным фактором является наличие общего интереса у обоих партнеров.

Хотелось бы подчеркнуть, что ГЧП-проекты это не любые взаимоотношения государства и бизнеса, а четко прописанный законодательством круг операций по привлечению частных инвестиций в государственный сектор. Особенно востребованный сектор для инвестиций это социальная инфраструктура. Практически любое государство нуждается в ресурсах для этого, а Кыргызская Республика особенно остро, ввиду огромного дефицита государственного бюджета и большого внешнего долга.
Существует тесная взаимосвязь между вложениями в инфраструктуру и экономическим ростом. Состояние инфраструктуры и уровень качества ее услуг являются определяющими факторами направления развития страны. Так, по оценкам экономистов, если расходы на содержание и обновление инфраструктуры страны не поддерживаются на минимальном уровне в 6 % от ВВП, то экономический рост замедляется в связи с ее неудовлетворительным состоянием. В Кыргызской Республике на инфраструктуру выделяется менее 1%, не считая того, что идет по программе государственных инвестиций. Ресурсы и качественное производство услуг государству может оказать бизнес через проекты ГЧП. Главная задача ГЧП – привлечение частного сектора для вливания больших объемов инвестиций в экономику страны.
Объемы и сферы использования ГЧП в мире
Механизмы ГЧП широко используются во многих сферах экономики во всех развитых странах мира. Основными направлениями инвестиций при помощи ГЧП в этих странах были дорожная инфраструктура, аэропорты, железные дороги, сельское хозяйство, образование, медицина. К примеру, в Великобритании, мировому лидеру в использовании ГЧП, с 1990г. по 2008г. было совершено 69 сделок по ГЧП на общую сумму в 63 млрд фунтов. ГЧП проекты получили развитие и в других странах, в ближнем зарубежье развитие такие проекты получили в Российской Федерации и Казахстане. В Кыргызстане, к сожалению, не было реализовано ни одного ГЧП проекта, хотя такие попытки были.
На протяжении последних десятилетий объемы вложений в мировую инфраструктуру путем государственно-частного партнерства значительно выросли. Так, например, из отчета ЮНКТАД, следует, что только объем прямых иностранных инвестиций в инфраструктуру мира поднялся с $7,4 млрд в 1990 году до $598,3 млрд в 2006г. Мировыми лидерами в использовании ГЧП считаются Великобритания, Франция, США.
Лидерами в использовании ГЧП в сельскохозяйственном секторе являются страны Южной и Юго-Восточной Азии.
ГЧП в Кыргызстане

Инфраструктура Кыргызстана находится в состоянии тяжелейшего кризиса. Кыргызстан занимает 112 место среди 133 экономик мира по индикатору «Инфраструктура» в Индексе глобальной конкурентоспособности за 2009-2010гг. Сельскохозяйственный же сектор держится в основном на желании фермеров прокормить свои семьи, так как условий для крупной работы не создано практически никаких. В стране работает около 400 тыс. фермеров при населении в 5,5 млн человек Это говорит о том, что в стране очень мало крупных фермерских хозяйств, а ведь, как правило, крупные заказы не могут делаться тогда, когда нет крупных производителей.
Местные фермеры нуждаются в помощи и поддержке государства, однако на данный момент государство не в силах обеспечить нормальным финансированием сельское хозяйство. Частные инвесторы могли бы стать отличными партнерами государству в решении многих проблем сельского хозяйства Кыргызстана. Учитывая всю сложность текущей ситуации, и принимая во внимание опыт ведущих стран мира, я считаю, что развитие ГЧП должно стать одним из приоритетных направлений развития страны.
Для чего нужно ГЧП в сельском хозяйстве и как примерно работает ГЧП в сельском хозяйстве?
Государственные и частные субъекты в сельскохозяйственном секторе имеют различные интересы. Частный сектор обычно мотивируется такими целями как максимизация доходов и экономической рентабельности, повышение производительности труда, конкурентоспособность, лидерство на рынке, качество и разнообразие продуктов и т.д. В свою очередь государственный сектор прилагает все усилия для улучшения показателей развития страны: экономического роста, социального благополучия и т.д. Однако для установления прочного партнерства необходимо чтобы партнеры сделали, как минимум, две вещи – 1) нашли в деле общий интерес, несмотря на то, что у них могут быть различные цели, 2) должны осознавать, что их выгода от их партнерства на двоих должна быть больше, чем, если бы они занимались делом по отдельности.
На самом деле, ГЧП проекты в сельской инфраструктуре могли бы существенно изменить ситуацию, например, в решении проблем с поливной землей. Строительство ирригационных сооружений, каналов, водозаборов – все это можно было бы решать совместными усилиями государства и частного сектора.
Строительство малых гидроэлектростанций в сельской местности, сельские дороги, больницы, школы, все это также может стать объектом для государственно-частного партнерства.
Из всего вышеперечисленного складывается вопрос: почему в Кыргызстане, несмотря на успешный опыт использования механизма государственно-частных партнерств другими странами, до сих пор не реализовано ни одного проекта? Иначе говоря, что мешает стране развивать ГЧП? На мой взгляд, в стране существует несколько причин, по которым ГЧП очень трудно существовать.
Во-первых, законодательная база несовершенна, хотя и был принят в 2009 году закон о ГЧП.
Во-вторых, регулирование подобного рода проектов не совсем современно, то есть до сих пор сохраняются черты советского государственного управления.
В-третьих, повсеместная коррупция, которая может помешать прозрачному конкурсному выбору компаний, предоставляющих услуги для государства, который был утвержден в дополнение к основному закону.
Примеры успешных ГЧП в сельскохозяйственном секторе
Приведем несколько примеров из мирового опыта.
Пример 1. Создание фонда для улучшения риса в Мексике. Фонд «Продукция» в мексиканском штате Морелос получил средства от государства на национальном и областном уровнях, из частных источников внутри штата и от зарубежных инвесторов. Он назначил эти средства на научные исследования и проекты по обмену технологий. Один из проектов, которые профинансировал Фонд, был проектом по созданию гибридных сортов риса в этом секторе, столкнувшемся с эффектами недавних соглашений о свободной торговле, по которым более низкие рыночные цены требовали более низких издержек производства.
В 1998 году Исследовательский Совет риса из Морелоса заключил партнерство с селекционерами из научно-исследовательской станции Национального Института Исследований лесного хозяйства, сельского хозяйства и животноводства (НИИЛСЖ) для получения средств из Фонда, чтобы профинансировать производство гибридного сорта. Исследовательский Совет - организация частных производителей, которая осознает всю необходимость понижения издержек производства – предоставил средства партнерству путем сбора добровольных взносов от производителей риса в пятьдесят центов за тонну произведенного риса. В течение пяти последующих лет партнерство НИИЛСЖ и Исследовательского Совета ежегодно получало средства от Фонда, пробивая дорогу к установлению успешной программы по улучшению риса, которая произвела свои первые гибридные семена в 2004 году.
Пример 2. В 2004 году в Марокко начал действовать первый в мире ирригационный проект ГЧП - герданский проект. Целью проекта была доставка поверхностных вод для орошения цитрусовых хозяйств, которые зависели главным образом от стремительно уменьшающихся грунтовых вод.
Было подсчитано, что более 1 млн человек, так или иначе, связано с цитрусовыми хозяйствами района Гердан, который известен своей динамичностью, высоким уровнем производительности и инновациями в производстве цитрусовых продуктов, продающихся как внутри, так и за пределами страны. По мнению специалистов Международной финансовой корпорации, оказывающим техническую поддержку проекту, успешный ход этого ГЧП- проекта - это пример для будущих инвестиций в ирригацию сложной глобальной окружающей среды.
МФК, при технической поддержке фонда FACEP (Le Fonds d'étude et d'aide au secteur prive), помогло правительству в вопросах организации и осуществлении герданского ГЧП-проекта по обеспечению высококачественных, финансово и экологически приемлемых услуг для конечных пользователей.
Тендер на осуществление ирригационного ГЧП - проекта был выигран консорциумом, во главе которого был Omnium Nord-Africain (ONA), марокканский индустриальный конгломерат. ONA также стал первым внутренним марокканским инфраструктурным оператором. Другими членами консорциума были Morocco's Caisse de Depot et Gestion, France's Compagnie Nationale d'Amenagement de la Region du Bas-Rhone et du Languedoc и Австрийская компания Infrastructure Development and Management.
Как часть его договорных обязательств, консорциум должен был войти в концессию на строительство, совместное финансирование и управление ирригационной сетью, которая будет направлять воду от плотины, расположенной в 60 милях от Гердана к цитрусовым фермерам на расстоянии 600 миль от нее. Ирригационный проект в Гердане будет стоить около 85 млн долларов США, из которых Марокканское правительство выделит 50 млн – половину в виде займа, половину в виде гранта.
Структура тарифов, представленная консорциумом, значительно ниже цены, которую обычно платят цитрусовые фермеры в Гердане за орошение грунтовыми водами.
Следует отметить, что государство в лице Министерства сельского хозяйства Марроко выразило удовлетворение результатами тендера. По мнению руководства министерства, привлекая частный сектор, Марокко только извлечет прибыль от интеграции капитала и управленческого опыта от частных предпринимателей, которая должна снизить издержки производства в ГЧП. Важным выводом этого ГЧП-проекта было и то, что конкуренция и прозрачность помогла правительству обеспечить приемлемую цену конечным пользователям проекта. Местные фермеры остались довольными результатами проекта.
В заключение хотелось бы предложить несколько мер, на мой взгляд, направленных на развитие ГЧП в Кыргызской Республике. Для совершенствования условий и механизмов взаимодействия государственного и частного бизнеса в реализации социально-экономических задач необходимо:
•    ввести налоговые льготы для государственно-частных партнёрств и диверсифицировать предложения для частного бизнеса (специально для сельскохозяйственного сектора);
•    разработать новые формы государственно-частных партнёрств (например «Проведение исследований по выявлению улучшенных сортов сельскохозяйственной продукции» частным сектором») и создание вертикально-интегрированной системы управления государственно-частными партнёрствами, позволяющей сократить транзакционные издержки и эффективно распределять ресурсы;
•    развить региональные проекты и перейти от единичных концессионных проектов к межотраслевым проектам;
•    создать институциональную, правовую и организационную среду государственно-частных партнёрств и сформировать финансово-экономические институты, а также провести профессиональную подготовку управленческого звена государственно-частных партнёрств;
•    подготовить ГЧП-проекты в сельском хозяйстве для предложения их потенциальным местным и зарубежным инвесторам.


Литература:

Отчет ЮНКТАД о мировых инвестициях, - 2008, - стр. 208
Hartwich, F. J.-A. (2007). Building Public-Private Partnerships for Agricultural Innovation. Food Security in Practice technical guide series. Washington, D.C.: IFPRI.
Determinants of Public-Private Partnerships in Infrastructure / Mona Hammami and Etienne B. Yehoue, IMF, - 2006
ADB, Public-Private Partnership Handbook, Manila, - 2007
Отчет по результатам аудита торговли в Кыргызской Республике / Сулейман Кулибалы, ВБ, - 2007
Официальный сайт ЮНКТАД, www.unctad.org/fdistatistics
Базы Данных Всемирного Банка об участии частного сектора в инфраструктурных отраслях, www.ppi.worldbank.org

Источник: АКИpress

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo