Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Токтогульская ГЭС: Куда уходит вода из водохранилища и грозит ли энергокризис стране?
Токтогульская ГЭС: Куда уходит вода из водохранилища и грозит ли энергокризис стране? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
18.06.2021
В Кыргызстане никого не удивить фразой, что Токтогульское водохранилище — это сердце энергетики, которое «качает» воду и дает жизнь всему энергосектору страну. Не согласиться с этим сложно, однако за поэтической красотой кроется и самая главная уязвимость. Если токтогульское сердце остановится или просто не сможет работать в достаточной мере, то вся энергоотрасль окажется под ударом.
 
Как один из таких ударов сейчас рассматривается объем воды в водохранилище, от которого напрямую зависит работа Токтогульской ГЭС. На данный момент идет накопление воды, однако общественность, чиновники, и даже некоторые энергетики с опасением ждут начала нового отопительного сезона и будущего, которое он сулит.

Как говорят энергетики, все чаще и чаще звучат заявления о том, что вода из водохранилища продается в соседние страны. Однако, по словам министра энергетики Доскула Бекмурзаева, это невозможно, так как Токтогульская ГЭС — это одно из звеньев одного каскада. Такое подход подразумевает этажный водосброс.

«Если мы не будем пускать воду вниз по реке, то нижние ГЭС останутся без воды и не смогут вырабатывать электроэнергию. Когда говорят, что мы продает воду, это невозможно. Вы в реальном времени можете следить за водой и выработкой электроэнергии. У нас сейчас нет попусков», - сказал Д.Бекмурзаев.

Министр поясняет, что все эти процессы контролируются не только на диспетчерском пульте ГЭС, но и в Бишкеке. «Мы работаем в штатном режиме, не в режиме аврала или кризиса. Это обычные рабочие дни», - заявил он.

Для того, чтобы у граждан была возможность следить за объемом воды, на гребне Токтогульской ГЭС установлена камера, которая дает видео в онлайн-режиме.

Тем временем объем воды в водохранилище показывает свою динамику — 30 млн кубометров воды за сутки.

Как рассказывает начальник смены станции Токтогульской ГЭС Улан Матисманов, сейчас на гидроэлектростанции работает первый и третий агрегаты с суммарной нагрузкой в 580 МВт. Приток воды составляет 762 кубометра в секунду, расход — 412 кубометров в секунду. Объем воды по состоянию на 15 июня насчитывает 10 млрд 874,16 млн кубометров.

«На камере мы можем видеть отметку, по которой определяем расход/приток воды, смотрим, как растет объем воды. Сейчас мы на 865,51 метра, накануне было 865,37. За сутки мы выросли на 14 сантиметров. Это примерно 30 миллионов кубометров за сутки», - сказал он.

Начальник смены поясняет, что в этом году приток воды больше, чем был в прошлом. «Если в прошлом году приток составлял 505 кубометров в секунду, а расход был 316 кубометров в секунду, то сейчас приток примерно на 260 кубометров в секунду больше», - сказал он.

Превышение объема приток воды над расходом, говорит о том, что накопление воды идет. Однако вместе с увеличением притока, выросли и показатели расхода воды. По словам министра энергетики, это происходит из-за большего объемы выработки электроэнергии.

«Это происходит из-за выработки электроэнергии. Мы должны вернуть электроэнергию, которую брали у соседей весной. Поэтому водосброс увеличивается. Весной мы получили электроэнергию, сейчас мы должны вернуть это не в денежном эквиваленте, а электроэнергией. С 1 сентября мы уменьшим водосброс, когда вырастет и снова начнем копить воду. По прогнозу, к 1 октября накопим 13 млрд кубов», - сказал министр.

Все слова министра ведут к тому, что энергетического кризиса в Кыргызстане нет. Главное — не говорить, что все плохо.

«Если постоянно говорить, что все плохо, то так и будет. Надо думать в позитивном русле. Энергетики работают в штатном режиме. Веерных отключений не будет. Сегодня в рамках подготовки и отопительному периоду местами отключается электроэнергия с утра и до вечера из-за ремонта оборудования. Это штатный режим, рабочие моменты», - сказал министр.

Главным проектом по работе с оборудованием на данный момент является проект по реабилитации Токтогульской ГЭС. В рамках этого проекта на станции идет реабилитация четвертого агрегата.

«Мы вытащили колесо, турбины, все. Агрегаты завозятся в рамках проекта реабилитации Токтогульской ГЭС. Сейчас на китайско-казахской границе находятся первые запчасти для четвертого агрегата. Это первые ласточки, первые машины уже выехали из Китая, с Хоргоса. В течение недели груз доставят сюда и мы начнем монтаж оборудования», - сказал он.

Министр согласился, что из-за пандемии были некоторые задержки, но сотрудники работают круглосуточно. «Думаю, что к зиме мы запустим агрегат. Нужно сказать, что паники нет», - сказал министр.

Раз энергокризиса нет, то надо думать над развитием отрасли: привлекать инвесторов, оптимизировать расходы, увеличивать доходы.

«Надо вкладываться в сектор энергетики и вывести его на прибыль. Пока речи о прибыли нет, но надо сохранить то, что есть и сделать так, чтобы завтра у нас была возможность для развития. Кыргызстан открыт для инвесторов и «никаких подножек не будет. Весь мир развивается с их помощью. Никаких проблем не будет. Есть некоторые законодательные моменты, но президент говорит, что готов помочь в любой отрасли, если есть такая необходимость», - сказал министр.

Помимо того, что в Кыргызстане, по словам министра, ждут инвесторов, здесь же принимают собственные меры по оптимизации расходов. Один из ключевых шагов — объединение 4 распредкомпаний в одну. Речь идет о «Северэлектро», «Ошэлектро», «Востокэлектро» и «Жалалабатэлектро».
«Сегодня мы будем идти на жесткие меры, чтобы снизить нагрузку на тариф. Он складывается из расходов энергокомпаний, поэтому все расходы мы должны оптимизировать для выхода предприятий на прибыль», - сказал он.

Как пояснил министр, в настоящий момент в Кыргызстане насчитывается 4 распределительные компании, однако флагманом является только «Северэлектро».

«Остальные компании не могут даже полноценный закуп сделать, поэтому сейчас идет речь о том, чтобы объединить их в одну компанию для оптимизации расходов», - пояснил он.

Министр добавил, что их объединение - это вопрос времени. Первые шаги уже приняты. «Нацэнергохолдинг занимается процессами объединения», - сказал он.

Отвечая на вопрос о том, будут ли новые тарифы после оптимизации покрывать расходы, министр рассказал, что ведомство стремится к этому.
«К сожалению, сейчас у нас социальный тариф. К примеру, частный бизнес в Кыргызстане развивается, потому что никто ничего себе в убыток делать не будет. Выработка электроэнергии на ТЭЦ сейчас стоит около 3,68 сома за 1 кВт.ч., но продаем мы по 77 тыйынов. Где у нас прибыль? Если мы выйдем сейчас на себестоимость, то люди смогут не понять и это будет слишком дорого. Поэтому мы сейчас приходим к постепенному увеличению тарифов», - сказал он.

Тариф — «золотая» середина

К слову, говоря о тарифе, министр ссылается на алгоритм Государственного агентства по регулированию топливно-энергетических ресурсов. «Мы учитывали все. Есть четкие расчеты. Мы постарались найти «золотую середину» для народа», - сказал он.

Ранее сообщалось, что предлагается установить тариф на электроэнергию в размере 1 сом 9 тыйынов для населения без деления. Рост составит 32 тыйына.

«Для жителей высокогорных районов лимита нет будет в течение всего года. Для основного населения предлагается ограничение до 1000 кВт.ч в зимний период в связи с маловодьем.

Для субъектов майнинга (криптовалюта), предприятий золоторудной промышленности (золотоизвлекательные фабрики), литейных, плавильных цехов, цементных заводов, предприятий по производству алкогольной продукции предлагается установить на уровне 5,04 сома.

Отметил министр и повышение тарифов на тепловую энергию, сказав лишь то, что поднять тариф на тепловую энергию более, чем на 25% за раз Кыргызстан не может.

«Более 25% мы поднимать не можем. У нас есть соответствующее соглашение со Всемирным банком. Сегодня мы знаем, что после распада Советского союза была тенденция на приватизацию энергоотрасли, поэтому международные доноры ставили свои условия по разделению компаний», - сказал он.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущую ситуацию в энергетики Кыргызстана сложно назвать ее лучшими временами, но и в список худших они не попадают. Для энергетики это тяжелое время, когда нужно не только обращаться за помощью к крупным иностранным игрокам, но и оптимизировать собственную работу и пересмотреть подход для ряду вопросов.

Это время, когда нужно открыто говорить о достоинствах и недостатках, а также принимать твердые, но взвешенные решения. Какими будут эти решения, а также к каким последствиям они приведут покажет новый отопительный период. Подтверждение тому, есть в истории кыргызстанской энергетике.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo