Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Поливная вода: сегодня и в перспективе
Поливная вода: сегодня и в перспективе Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
07.07.2021
Почему туркестанские земледельцы за полив посредникам платят в два раза дороже?

Проблемы с поливной водой во время сельскохозяйственного сезона в Туркестанской области в последние годы становятся все острее, сообщает «КазахЗерно.kz». О том, как сегодня обстоят дела с поливом в южных районах области и какие меры принимаются для помощи местным фермерам мы попросили рассказать депутата областного маслихата, директора филиала палаты предпринимателей Мактааральского района Нургуль Абдразакову.

«Сегодняшний Мактаарал представляет из себя то, что когда-то сочувственно называли сельской глубинкой. Район земледельческий. Подавляющее большинство работающих занято в поливном земледелии, — говорит Н. Абдразакова. — После раздела на индивидуальные паи колхозов и совхозов образовалось множество мелких крестьянских хозяйств. Все, кто хоть немного знаком с особенностями орошаемого полеводства в нашем климате, прекрасно знают, что сочетание ирригационных систем с мелким землепользованием практически невозможно. Сегодня проблем земледельцам добавляет то, что создававшаяся как единый комплекс ирригационная система республик Средней Азии разделена на части, и договориться новые хозяева каналов и водохранилищ между собой не могут. Каждая страна отстаивает интересы своих крестьян. Как может. То, что в результате такой политики страдают все, как-то не доходит до тех, кто принимает решения. Проблема воды в Азии становится с каждым годом острее. Это касается не только маленького Мактаарала. Вода может стать недоступной роскошью для всех казахстанцев, так как трансграничные реки Сырдарья, Амударья и Иртыш являются основным источником водоснабжения в Центральной Азии. Кроме того, в стране существует проблема нехватки качественной питьевой воды, а целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Когда углубилась в историю вопроса, с удивлением обнаружила, что более чем за тридцать лет во взаимоотношениях стран в регионе мало что изменилось. Каждую весну собираются министры, договариваются о распределении воды на поливной сезон, подписывают документы, жмут руки. И каждый раз возникающие c началом полива проблемы приходится решать потом в ручном режиме. Например, в 2019 году в Казахстане был острый дефицит поливной воды и государству пришлось предоставить Кыргызстану электроэнергию в обмен на дополнительный сброс 330 млн. м³ поливной воды из Токтогульского водохранилища. Также в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Кызылординской областях были проблемы с обеспечением поливной водой. Пришлось договариваться с Таджикистаном, который дополнительно сбросил из водохранилища Бахри Точик 300 млн. м³ воды. Аналогичным образом разруливали проблему и прошлом году. То же самое пришлось делать и в этом, когда на полях моего Мактаарала уже был загублен первый урожай бахчевых, и крестьяне пошли требовать воду к зданию акимата района»
К слову, все крупные реки Средней Азии трансграничные. Поэтому проблемы питьевой и поливной воды в регионе носят не локальный, а межнациональный характер. Их невозможно решить усилиями отдельно взятой страны.

«На местном уровне, — говорит Нургуль, — проблемы обеспечения поливной водой усугубляются особенностями менталитета и вернувшимися досоветскими традициями. В Азии испокон века было так: кто владеет водой, тот и правит. Без воды в наших местах только верблюжья колючка растет. Когда, уже будучи депутатом, в начале года, задолго до начала поливного сезона, вплотную занялась вопросами полива полей, поняла, что сложившаяся система до добра не доведет. Распределение воды по блату или за мзду даже в благоприятные годы приводило к множеству конфликтов. А кого-то и до разорения. Когда вся семья, а они в наших местах традиционно большие, кормится с поля, остаться без воды, значит, остаться без средств существования. Тут никакая социальная помощь и разовые раздачи продуктов не помогут. Первой своей задачей как депутата определила разобраться в ситуации с поливной водой. В целом, нам с коллегами это удалось. Правда, опять в ручном режиме и только на время поливного сезона этого года. Задача максимум — сделать так, чтобы таких острых проблем, как этой весной, у наших крестьян больше не возникало. Работа на земле требует предсказуемости, тщательного планирования на года вперед. Если капризы природы предсказать трудно, то убрать искусственные барьеры на местах вполне в наших силах.

На государственном уровне мы получаем поддержку. Для улучшения ситуации в южных районах с поливной водой в этом году были достигнуты договоренности с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном по дополнительному сбросу и пропуску поливной воды в летний период. Все акиматы еще в феврале были предупреждены о подготовке к вегетации в условиях маловодья с рекомендацией снизить посевы водоемких культур. Мы вели соответствующую работу на местах. По данным министерства экологиии и природных ресурсов, в Казахстане прогнозируется снижение водообеспечения в средне— и долгосрочной перспективе из-за падения речного стока и роста водопотребления. Много воды теряется при транспортировке по причине критического износа каналов и ирригационных систем. Потери воды в сельском хозяйстве по стране достигают 50%. Вот здесь есть над чем поработать палате предпринимателей. Внедрять водосберегающие технологии, культуры, обеспечить их доступность для крестьян — наша главная задача на ближайшее время».

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo