Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Устаревшие технологии препятствуют развитию возобновляемых источников энергии в Казахстане
Устаревшие технологии препятствуют развитию возобновляемых источников энергии в Казахстане Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
13.08.2021
В мае президент Казахстана повысил ставки в отношении возобновляемых источников энергии.

По плану, к 2030 году в стране процент электроэнергии, генерируемой за счет ВИЭ, составит не 10%, а 15% .
«Я сторонник, твердый сторонник развития чистой энергии и зеленых технологий в целом», - сказал Касым-Жомарт Токаев должностным лицам. «Я поддерживаю строительство электростанций с использованием возобновляемых источников энергии». 

В последнее время такие экологические обещания стали даваться очень часто. 

В июне премьер-министр Аскар Мамин объявил о краткосрочной цели, прогнозируя, что 6% энергии будет приходиться на возобновляемые источники энергии к следующему году, что намного раньше предыдущего крайнего срока - 2025 года.
Выступая в декабре на Саммите, посвященном целям по борьбе с изменениемклимата, организованном ООН, Касым-Жомарт Токаев объявил о стремлении Казахстана добиться нулевых выбросов углекислого газа к 2060 году.

Несмотря на все эти устремления, Казахстану предстоит тяжелая битва. Он является крупнейшим источником выбросов углекислого газа в Центральной Азии и, что еще более тревожно, занимает 14-е место в мире (и 10-е место на душу населения). В настоящее время более 70% электроэнергии вырабатывается за счет сжигания угля, около 15% - за счет гидроэнергетики, а остальная часть вырабатывается за счет газа и нефти.

Солнечная, ветровая энергетика и биогаз составляют незначительную часть.

Тем не менее, прогресс есть. Еще три года назад на долю ВИЭ приходился лишь 1% в структуре энергетики Казахстана. По состоянию на прошлый год, эта цифра утроилась, о чем Аскар Мамин похвастался в июньском отчете о достигнутом прогрессе. За шесть лет страна в шесть раз увеличила мощности ВИЭ до 1650 мВт к 2020 году.

В прошлом году было запущено 25 объектов инфраструктуры ВИЭ, в основном это ветряные и солнечные электростанции, что позволило увеличить мощности на 600 мВт. На 2021 год поставлена цель осуществить еще 23 проекта и произвести дополнительно 400 мВт.

Ответственные лица приписывают этот прогресс интересу со стороны частных инвесторов. В феврале Минэнерго сообщило, что в период с 2018 по 2020 гг. правительство провело 25 международных аукционов по контрактам на реализацию проектов. В результате, по словам министра энергетики Нурлана Ногаева, в казахстанском секторе зеленой энергетики работают не менее 10 компаний, в том числе крупная нефтяная итальянская компания Eni и французская Total.

Однако некоторые из них могут быть громкими словами.

Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers или PwC, опубликовавшего исследование рынка возобновляемых источников энергии в Казахстане в конце прошлого года, 70% финансирования проектов ВИЭ поступает от международных банков развития, которые за семь лет выделили 1 млрд. долларов для этого сектора. Только на Европейский банк реконструкции и развития приходится почти половина этих денег.

Но почему нет крупных иностранных инвесторов?

Айнур Соспанова, председатель Ассоциации солнечной энергетики Казахстана, считает, что прибыль все еще слишком мала, чтобы привлечь значительный интерес.

«Да, в Казахстане много солнца и ветра, но мало возможностей заработать на этом», - сказала Айнур Соспанова для Eurasianet.org. «В Узбекистане, например, где население почти вдвое больше нашего, рынок ВИЭ гораздо шире. Таким образом, мы проигрываем нашему соседу в привлечении инвестиций».

Другой проблемой является неустойчивость на валютном рынке. Как пояснила Айнур Соспанова, около 80% оборудования, используемого для строительства ветряных турбин и солнечных электростанций, закупается за границей в иностранной валюте, а выручка поступает в национальной валюте. А с 2015 года курс тенге по отношению к доллару упал на 135%. 
План правительства состоит в том, чтобы исправить это путем индексации цен на электроэнергию в соответствии с динамикой тенге и инфляцией, что является потенциально непростым политическим предложением.

Прилагаются определенные усилия, чтобы привлечь местных инвесторов, но масштаб проделанного пока не впечатляет.
В августе прошлого года поддерживаемый государством Фонд развития предпринимательства «Даму» и Программа развития ООН (ПРООН), выпустили трехлетние зеленые облигации с доходностью 11,8% на Астанинской международной бирже. Объем инвестиций был относительно мизерным, даже по казахстанским стандартам: 200 миллионов тенге (около 47 тыс. долларов США). Все облигации были куплены местными брокерскими компаниями.

Идея заключается в том, что «Даму» затем берет эти деньги и предоставляет их банкам, предлагающим низкопроцентные кредиты группам, работающим над проектами ВИЭ.

Коммерческие банки не слишком заинтересованы в работе с формирующимся сектором.

«В нашей ситуации объект, например, с [годовой] мощностью 100 МВт и затратами на развитие до 120 млн. долларов, окупится не ранее, чем через 10-12 лет. Банки не хотят так долго ждать», - говорит Соспанова.

Однако инвестиции необходимы не только в солнечную и ветряную энергетику. По мере постепенного прекращения использования генераторов, загрязняющих окружающую среду, их замена будет осуществляться не только за счет ВИЭ, поскольку нет гарантии того, что солнце будет светить, а ветер дуть в соответствии со спросом. Необходимо будет создать резервную инфраструктуру, работающую на более чистом топливе, чем уголь, но это тоже дорогостоящий бизнес.
«Без резервной системы дальнейшее развитие [возобновляемых источников энергии] невозможно, и крупные инвесторы не будут вкладывать инвестиции в эти проекты», - сказала она.

Сторона предложения в этом предложении – это не единственное, что следует учитывать. Как отметил Eurasianet.org парламентарий Эльдос Абаканов, семьи, устанавливающие свои собственные генераторы на основе ВИЭ, такие как солнечные батареи, имеют право на 50-процентную скидку на стоимость.

Распространение автономного производства электроэнергии в отдаленных сельских районах, не подключенных к сети, не отражено в официальных данных.

«Многие фермеры на высокогорных пастбищахуже давно используют солнечные и ветряные турбины на своих фермах для решения проблемы отсутствия электричества», - говорит Эльдос Абаканов.

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo