Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Пришло время Таджикистана: как республика спасет ЦА от засухи и тьмы
Пришло время Таджикистана: как республика спасет ЦА от засухи и тьмы Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
09.12.2021

Евразийский банк развития всерьез взялся за продвижение идей «зеленой» энергетики и развития водно-энергетического комплекса в странах Центральной Азии.
 
На прошлой неделе в Москве состоялся Второй Евразийский конгресс, на котором было уделено особое внимание гидроэнергетическим проблемам и «зеленой» энергетике в странах Центральной Азии.

Важное место в повестке отведено вопросам достижения Целей устойчивого развития и «зеленой» экономики.

Как Таджикистану решить проблему с водой

Эксперты уверены, что при эффективном водопользовании и правильном подходе решения энергетических проблем в странах Центральной Азии можно достичь хороших результатов и даже заработать на этом.

И на Евразийском конгрессе поступило сразу несколько предложений по раскрытию потенциала республик ЦА и решению проблем с водой.

Реализация потенциала совместной работы энергосистем государств ЦА одновременно с внедрением капельного полива в растениеводстве, а также комплексная модернизация оросительных сооружений могут решить проблемы дефицита воды в регионе.

Создание общей системы управления водно-энергетическим комплексом Центральной Азии позволит получить синергические эффекты в экономике и экологии региона.

Согласно информации Евразийского банка развития, потенциал повышения гидроэнергетической эффективности ЦА в среднесрочной перспективе исчисляется десятками миллиардов долларов.

Энергия и вода - источник роста

Николай Подгузов, председатель правления ЕАБР считает, что энергия и вода являются основными источниками роста экономики этих стран.

Однако, согласно данным банка, недостаточно эффективное использование ресурсов водно-энергетического комплекса Центральной Азии приводит к ежегодному ущербу и нереализованным экономическим выгодам в размере до 1,5% регионального ВВП, из них около 40% потерь ВВП приходится на водное хозяйство и 60% - на электроэнергетику.

Председатель правления ЕАБР в ходе своего выступления отметил, что за 30 лет в регионе нарушились энергетические связи, а за ними и водные.

«Каждая из стран Центральной Азии решила просто выживать в одиночку и решать свою энергобезопасность по отдельности. До какого-то момента это вполне возможно. Однако в конце концов экономика развивается, спрос на электроэнергию растет. Когда все привязано к гидроресурсам, то неоптимальное водопользование вызывает очень серьезные проблемы», - подчеркнул Подгузов.

Без воды и без света

Председатель правления ЕАБР также отметил, что примерно 77% запасов воды стран ЦА находятся в верховьях рек Амударья и Сырдарья, которые находятся в Кыргызстане и Таджикистане, а страны низовья - это Узбекистан, Казахстан и Туркменистан - 85% данного ресурса потребляют, притом с достаточно высоким расходом.

Он также добавил, что на фоне роста спроса на электричество дефицит воды в отдельные годы достигает почти 26%.
«Нехватка воды в ЦА начиная с 90-х годов стремительно нарастает. Сейчас мы видим, что недостаток в регионе вплотную приближаемся к порогу дефицита. В первую очередь от этого страдает Узбекистан, серьезная проблема в Туркменистане, Казахстане, но и в сопоставлении с размером экономики - и в Таджикистане тоже. То есть ситуация нарастает», - подчеркнул Николай Подгузов.

В ЕАБР также заявили, что за эти годы в том числе рухнул объем энергообмена со странами Центральной Азии.

Где найти деньги?

Председатель правления ЕАБР подчеркнул, что каждая страна в ЦА решает вопросы по энергообеспеченности сама. С учетом спроса на свет, необходимо создать 82 гигаватта дополнительной мощности.

Если бы был налажен энергообмен, показатель допмощности составлял бы 72 гигаватта. Вот именно эти 10 гигаватт, казалось бы, небольшой разрыв, стоят 22 миллиарда долларов.

«Значит, 22 миллиарда долларов появляется для того, чтобы развивать систему орошения и ирригацию», - отмечает Подгузов.
В ЕАБР считают, что необходимо скоординированное развитие энергосистемы, налаживание обмена, за счет этого может осуществляться поиск и нахождение инвестиций в орошение и ирригацию.

Россия предлагает, Таджикистан соглашается

На этом же конгрессе вице-премьер Правительства РФ Александр Новак призвал Таджикистан и Туркменистан вернуться в единое энергокольцо.

«Сейчас Россия работает в синхронном режиме с энергосистемами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Ждем возвращения Таджикистана и Туркменистана», - сказал Новак на сессии Второго Евразийского конгресса в четверг в Москве.

По его словам, наиболее эффективный путь развития энергосистем - это их совместная работа. Новак отметил, что Правительство России дало указание Евразийскому банку развития участвовать в водно-энергетических проектах в странах Центральной Азии.

Необходимо напомнить, что объединенное энергокольцо Центральной Азии было сформировано в 1997 году. В него вошли Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Южный Казахстан. В системе находились 83 электростанции стран региона.

Условия были простыми: Казахстан и Узбекистан зависели от подачи воды из Кыргызстана и Таджикистана для орошения сельхозугодий, последние для этого не запускали турбины ГЭС на полную мощность. В свою очередь, в Таджикистан и Кыргызстан поставлялись нефть, газ и уголь по льготным ценам.

В 2003 году единую систему покинул Туркменистан, решив, что способен полностью автономно обеспечивать себя электричеством. Проект перестал существовать как таковой в 2009-м, но в 2019-м вновь был воссоздан.

В настоящее время в него входит Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан.

В ответ на предложение России министр промышленности и новых технологий Таджикистана Шерали Кабир заявил, что Таджикистан согласен присоединиться к Объединенной энергосистеме Центральной Азии.

Таджикистан: «Пришло наше время»

После того, как Шерали Кабир анонсировал возвращение Таджикистана в энергокольцо, он добавил, что что мероприятия по его восстановлению ведутся очень интенсивно.

Таджикский министр добавил, что при возобновлении работы объединенной энергосистемы необходимо учитывать изменения на рынке и в мире.

Также Шерали Кабир отметил, что после запуска Рогунской ГЭС появится возможность кардинально изменить рынок энергетики и устранить дефицит электричества в Центральной Азии.

Он добавил, что перспективы воссоздания единого энергокольца также открывают возможности для трудоустройства большого количества людей.

По его словам, Таджикистан - богатая гидроресурсами территория, горный рельеф и наличие рек которой позволяет возводить высокие плотины и строить крупные гидроэлектростанции (ГЭС), что в стране и делается.

Необходимо отметить, что 95% электричества в республике производится 14 крупными и средними ГЭС.

Шерали Кабир считает, что использование гидростанций само по себе считается «зеленым» способом выработки электроэнергии.

Он отметил, что республика готова продвигаться на мировом рынке в области глобального производства данного вида энергоресурсов.

Министр промышленности и новых технологий Таджикистана заявил, что для страны настало время создавать новую, «зеленую» энергию. На полях Второго Евразийского конгресса он рассказал, что ее развитие в государстве станет хорошей возможностью для прогресса на мировой арене.

По его мнению, на сегодняшний день у Таджикистана есть огромный потенциал в этой сфере, он способен восполнить около 4% мировых мощностей в производстве «зеленой» энергии.

Но пока страна использует только 5% от своих имеющихся способностей.

«Сегодня пришло наше время, и, судя по тем изменениям, которые происходят в мире, энергетический сектор Таджикистана станет одним из самых приоритетных на международной арене», - заявил Шерали Кабир.

Он указал, что подобный энергетический потенциал - это реальная сила государства, и его развитие может приносить ощутимую прибыль.

По словам Шерали Кабира, 98% электроэнергии в Таджикистане производится экологически безопасным путем, и такое разумное использование экологической энергии компенсирует удаленность страны от мирового рынка.

Что касается строительства в стране Рогунской ГЭС, то, по мнению министра, не только Таджикистан, но и государства Центральной Азии выиграют после ее полного ввода в эксплуатацию.

«Рогун не только обеспечивает водой страны региона, но и орошает новые земли. И с этих земель на российский рынок будет поступать отечественная продукция», - уточнил таджикский министр.

Уникальность Рогунской ГЭС

Сергей Мачехин, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству ПАО «РусГидро» считает, что Рогунская ГЭС является уникальной и одновременно входит в проект по регулированию мощности и чистоты CASA-1000.

Мачехин заявил, что в Таджикистане есть огромный гидропотенциал, который нужно использовать и реализовать.
По его словам, «зеленые» возможности страны привлекательны для совместных проектов на разных объектах.

В этой связи Сергей Мачехин отмечает историческое взаимодействие России и Таджикистана по данному вопросу и огромный «пакет знаний и инженерных решений».

Говоря о работе гидроэлектростанций, эксперт отметил, что специфика и организация водохранилищ, которые необходимы для работы гидроузлов, определяется поглощающей способностью углекислого газа.

«На территории стран, где превалирует горная местность, практически отсутствует проблема парниковых эффектов от водохранилищ, наоборот, это огромный аккумулятор погашения углекислого газа», - пояснил Мачехин.

Он заметил, что использование новых технологии в ирригации и орошении в Центральной Азии приведет к значительному изменению гидроэнергетического баланса региона.

В завершении замгендиректора по проектному инжинирингу ПАО «РусГидро» заключил, что рачительное использование воды - это сегодня не только тренд, но и необходимость

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo