Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Научная мысль породила Трансказахстанский канал
Научная мысль породила Трансказахстанский канал Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
05.04.2012
Институт географии Казахстана предложил идею Трансказахстанского канала. Имея протяженность более 3100 км он будет самотеком доставлять воду из Иртыша в центральные районы страны. По приблизительным оценкам, стоимость проекта в коридоре $20-25 млрд. Но если суть проблемы в том, чтобы обеспечить водой Астану, где к 2015 году ожидается под миллион жителей – тогда дешевле и надежней произвести модернизацию канала Иртыш-Караганда и проложить от него дополнительную ветку на столицу.

Игорь Мальковский, заместитель директора Института географии Казахстана по науке и управлению проектами, на заседании КИПРа (Клуб Института политических решений) выступил с презентацией “Трансказахстанский канал – стратегический приоритет обеспечения водной безопасности РК”. Идея его в следующем: часть стока реки Иртыш в размере 7 кубокилометров направить не в Россию, а в центральные районы республики по системе искусственной реки. Из используемой воды 2 кубокилометра уйдут на испарения, а 5 дойдут до потребителя. Россия может компенсировать забор воды из Иртыша перетоком из сибирских рек.

“А в Кремль кто-нибудь звонил?” – поинтересовался Руслан Джусангалиев, исполнительный директор Республиканского центра кризисной экономики. Он напомнил, что с 1992 года Казахстан не может решить вопрос по четырем трансграничным рекам со своими соседями, хотя в МИДе по этому направлению работает целый отдел.

К докладчику были претензии за “помпезность названия” – почему Институт географии называет Трансказахстанский канал стратегическим приоритетом? Г-н Мальковский на данную критику ответил, что таково видение сугубо института, а не официальных органов. Ерлан Смайлов модератор КИПРа, в связи с этим акцентировал: “У нас почему-то очень любят большие проекты. Есть опасность, что предложенная идея будет использована как руководство к действию”.

“Водная безопасность и структура экономики Казахстана” – так называлась презентация Марата Шибутова, представителя Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан. Среди прочего он указал: “Самая критическая ситуация – Урал. Настоящая проблема с водообеспеченностью в Западном Казахстане”. То есть тот момент, что Трансказахстанский канал во главу угла ставит Центральный Казахстан по меньшей мере нелогично. Исключение составляет лишь Астана, как самый вододефицитный город страны в ближайшей перспективе.

Г-н Шибутов предлагает использовать месторождения подземных вод. В той же Актюбинской области их можно осваивать локально – для конкретных местностей и населенных пунктов. При этом снимается с повестки вопрос по взаимоотношениям с соседями, поскольку это не трансграничные реки.

“А что с нас потребует Россия за эти 7 кубокилометров? А если Китай заберет столько воды, что на Канал ее просто не будет?” – задал Марат Шибутов вопросы в связи с Трансказахстанским каналом. Эксперт предлагает переходить на орошаемых землях от хлопка и риса к сое и томатам, как потребляющим меньше воды культурам, вместо арыков применять капельное орошение, ГЭС использовать в ирригационном, а не энергетическом режиме. Если переводить в млн. тонн условного топлива, то 46,3% энергетических запасов Казахстана приходится на уран. Г-н Шибутов призывает избавляться от радиофобии и строить нормальные АЭС.

Сам Трансказахстанский канал в предлагаемом виде – это вчерашний день с точки зрения предлагаемых технологий. В качестве современного подхода Марат Шибутов указывает на “Великую рукотворную реку” в Ливии, построенную при Каддафи. Тамошние 4000 км труб большого диаметра стали самым крупным современным ирригационном проектом в мире и к тому же очень эффективным.

Лидия Толеубаева, Институт географии Казахстана, против использования подземных вод: “Подземные воды невосполнимые – они копились сотни лет. Это в первую очередь стратегические запасы”. Петр Плеханов, заместитель директора Института гидрогеологии и геоэкологии на это ответил: “Возобновляемые подземные воды в Казахстане составляют 43 кубокилометра. Невозобновляемые воды никто не собирается использовать”.

“Рассматриваем мегапроекты, но не обращаем внимания на то, что находится под рукой. В Казахстане гидротехнические сооружения более чем на 50% изношены, – подчеркнул Марат Кожумбаев, КазНИИ энергетики. – ГТС практически бесхозные, они не могут собрать ни талую, ни дождевую воду”. “Локальное водоснабжение и локальное водопотребление – нужно двигаться в этом направлении. Нужно разделять питьевую, техническую воду и воду для отопления”, – добавил он.

Мусилим Жиенбаев, главный эксперт по водным ресурсам Минсельхоза, не согласился насчет бесхозности гидротехнических сооружений. ГТС разделены на республиканскую собственность, собственность местных властей и частную. “Мы внедряем систему водоучета, повторного использования воды”, – сообщил он. “Вообще эту идею – переброску воды из реки Иртыш – мы поддерживаем”, – отметил г-н Жиенбаев.

“Потери воды в ЖКХ до 50% (в Алматы 34%). Может не стоит строить Канал – надо поменять трубы?” – предложил разобраться с приоритетами Асылбек Бисенбаев, историк.

“Вода поднимается в цене в 5 раз, пока доходит до потребителя и никто ни за что не отвечает, – констатировал Бурихан Нурмухамедов, политолог. – Государство должно брать на себя инфраструктурные функции по ирригации”. Он настаивает на том, чтобы на Юге страны водными вопросами занимался один уполномоченный государством центр, а не четыре акима областей каждый в пределах своей административной территории.

Анвар Шапанов, ведущий специалист КазНИИССА, обратил внимание на то, что сейчас не знают как реализовать проект четырех городов-спутников под Алматы, а тут гигантский канал. Если уж воду перебрасывать, то он как строитель склоняется к ливийскому варианту с трубами большого диаметра.

Для снабжения водой Астаны имеется простое и ясное локальное решение. С помощью канала Иртыш-Караганда, который сегодня работает на 20% своей мощности, провести из Шидертинского водохранилища ветку до столицы и подавать воду в объеме 30 кубических метров в секунду. Об этом сообщил Михаил Елисеев, главный специалист Института Казгипроводхоз.

“Энергетическая безопасность: необходимое количество энергии в нужном качестве в нужное время. С водой аналогично, – подчеркнул Серик Кожахметов, генеральный директор Института высоких технологий. – Я из Кустаная. Вода там есть, но она плохая по качеству”.

“Наших возможностей по решению проблем, которые человечество само создает, уже не хватает”, – подвел своеобразный итог Евгений Петухов, директор ТОО “Инновация”

Ну а что касается Трансказахстанского канала, то решение водообеспечения большинством участников заседания КИПРа видится в большей технологичности и вторичном использовании воды.

Источник: www.zonakz.net

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo