Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow ГЭС малые – проблемы большие
ГЭС малые – проблемы большие Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
05.06.2012
Когда-то малых ГЭС – гидроэлектростанций небольшой мощности (от 100 Квт до 25 Мвт) – в Ленобласти было много. Их начали строить еще до войны, но наибольшее количество возвели уже после 1945 года. Каждый поселок, который ставил себе такую станцию, решал все энергетические проблемы. Ведь в глубинку, как правило, не были протянуты линии электропередач, либо они были очень маломощными и часто повреждались ветрами и снегопадами. По всему Северо-Западу числилось около 350 малых ГЭС, которые исправно давали ток провинциальным поселениям. Такая идиллия длилась до 70-х годов, пока не начали активно развивать сетевое строительство – от крупных электростанций тянули ЛЭП, отчего маленькие станции объявлялись пережитками прошлого.

Малые ГЭС, некоторые из которых проработали всего лет десять и могли бы служить еще многие годы, оказались брошены. "Ленэнерго" отказалось присматривать за этими объектами, ведь многие из них сильно удалены, а государственная программа их поддержки отсутствует (кстати, до сих пор). Станционные здания заперли на замок, и они стали постепенно разрушаться, как и плотины. И вдруг в начале 90-х годов пронеслась весть: малые ГЭС будут восстанавливать, чтобы возрождать поселения вокруг них. Петербургский институт "Ленгидропроект" обследовал все имеющиеся в регионе станции и составил резюме.

ГЭС в Рождествено

Энергетики пришли к довольно печальному выводу. Из 42 станций на территории Ленобласти действуют всего две. 21 ГЭС можно восстановить, хотя это потребует значительных денег. А еще 16 вообще разрушены, там уже нечего восстанавливать. Для примера — в соседней Карелии на республиканском уровне взялись за восстановление малых ГЭС, и некоторые заброшенные было станции введены в строй.

Разговоры о том, что малая ГЭС нерентабельна, что она не может включиться в единую энергетическую систему, где ток идет бесперебойно и одного качества, – отговорки чиновников, не желающих выработать программу поддержки этих станций. Все можно — с помощью целого комплекса диспетчерских ухищрений, стабилизаторов и трансформаторов. Но малая ГЭС куда полезнее в замкнутой системе: когда она сама по себе, в крайнем случае, – напару с соседской ГЭС. Скромные потребности поселка она удовлетворит с лихвой, а если поставить хорошие современные агрегаты, то и на производство хватит.

Конечно, малая ГЭС окупается долго – но верно. В других странах строят малые ГЭС в таком количестве, как мы в советское время. У одних только китайцев понастроено 90 тысяч станций, у финнов работают крошечные ГЭС. Но, как правило, в этих странах присутствует государственная политика поддержки малой энергетики – это могут быть льготы по налогам, беспроцентные кредиты на строительство, повышенные тарифы на электроэнергию, если они ее отдают в систему, т.е. есть целый комплекс мер.

Две ленинградские работающие станции – вполне "крепкие". Ивановская ГЭС на Хревице – красавица, у нее самая высокая в Ленобласти плотина, около 14 метров. Изначально энергия воды использовалась как гидромеханический привод – здесь у помещиков Блоков была мануфактура, а уж потом плотину и здания приспособили под ГЭС. В период своего расцвета станция давала 500 Квт, сейчас – в пять раз меньше, но она жива, она дышит, ею пользуется рыборазводный завод в устье Хревицы.

Ивановская ГЭС

А вторая станция – это совсем крошка на реке Быстрице, соединяющей озера Череменецкое и Врево. Ее от разорения спас бывший сотрудник, который повесил на дверь огромный замок и сказал: "Я ее строил – не дам губить!" Теперь этой станцией пользуется местное аграрное хозяйство.

Но плотины есть не только у малых ГЭС, существует множество гидротехнических сооружений, которые служат для регулирования воды в паводок. При этом 53 плотины по области полуразрушены, 63 – практически разрушены. Многие из них бесхозяйные — по словам специалистов Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Но найти хозяина такому заброшенному гидротехническому сооружению очень непросто, за него никто не хочет отвечать. Вот остались бесхозными шлюзы старого Тихвинского канала – и унесло их половодьем.


Остатки плотины в Тихвине

За одни сутки погибла плотина ГЭС в Будогощи – ее тоже снесло паводком. А ведь такие плотины, как правило, еще и служат мостами, хотя бы пешеходными.

Место плотины в Будогощи

В частности, Оредежский каскад с мертвыми ГЭС всегда вызывает опасения в паводок – если плотины не выдержат, то весенние воды смоют все. Есть еще одна причина, по которой оредежские запруды нельзя спускать. По словам гидролога из Гидрометеорологического университета Дмитрия Исаева, который много лет занимается Верхним Оредежем, каждая из запруд содержит столько гнилостных донных отложений, что если они обнажатся, неминуема экологическая катастрофа.

Самая верхняя и самая старая плотина Оредежского каскада – Чикинская. Ее соорудили еще в 1860-х года братья Чикины, местные заводчики, которым была нужна вода для медного завода и рыборазводных садков. С тех пор плотину только латали, но никогда не подвергали генеральной реконструкции. Слава богу, не так давно удалось укрепить это гидротехническое сооружение, но, по словам специалистов, сделать нужно на порядок больше. Денег, разумеется, на это нет. А ведь известно, что в районе Чикина в донных отложениях Оредежа обнаружены медь и кадмий – в концентрациях, раз в шесть превышающих норму. Вероятно, река добралась до руин медного заводика братьев Чикиных – ведь тогда шлих просто сваливали в кучу на берегу.

К сожалению, приходится признать, что в современную российскую экономику малые ГЭС не вписываются. Они нужны либо в тоталитарном государстве, где все работают по приказу, либо в экономически состоявшемся, где дальняя выгода просчитывается и не упускается. Сейчас их удел, похоже, ждать, когда же, наконец, наш энергодефицит станет настолько очевидным, что "большого" электричества будет хватать только на крупные объекты, а провинция снова останется предоставленной сама себе. И каждая деревня возле реки, покряхтев, соорудит себе ГЭС и позавидует тем соседям, которым не нужно будет строить с нуля, а только подлатать имеющееся.

Безрадостная, в общем-то, картина. Но лучше предвидеть катастрофу и приготовиться, нежели уповать на бесконечные запасы топлива где-то там.

Источник: Росбалт.RU

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo