Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Зеленая энергетика в Таджикистане: каковы подводные камни у этого мирового тренда?
Зеленая энергетика в Таджикистане: каковы подводные камни у этого мирового тренда? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
03.07.2023

Сегодня мы видим, что Таджикистан в своей политике активно следует тренду на зеленую экономику, чистую энергетику, всерьез и на самом высшем уровне обеспокоен климатической повесткой и даже продвигает эти вопросы в международном сообществе. Насколько правилен и перспективен этот путь перехода на зеленую энергетику?

Субъективные интересы

Для начала разберемся, что такое зеленая энергетика. Под этим понятием в широком смысле подразумевается получение энергии без загрязнения окружающей среды, но в последние годы принято сужать термин «зеленая энергетика» до производства энергии с использованием возобновляемых источников: ветра, солнца, воды. При этом наиболее активно популярность приобретают солнечные и ветряные электростанции – и это неспроста.

Глобальный тренд с переходом на солнце и ветер в качестве энергоисточников в значительной степени обусловлен политическими причинами и навязыванием этой повестки отдельными странами, которые в этом заинтересованы. И забота об экологии – та задача, которая ярко презентуется в информационном поле, но на деле она далеко не главная. Европейские страны, в первую очередь, стремятся снизить свою зависимость от импорта нефти, угля и газа, которые там почти не производятся, и под «экологическим флагом» ведут за собой другие страны - тем самым пытаясь нанести удар по нефтегазовой отрасли, составляющей значительную долю российской экономики.

И, очевидно, что не последней в этом вопросе является коммерческая выгода: как для бизнеса, связанного с производством комплектующих для солнечных и ветряных электростанций, так и для отдельных государств, которые уже начинают вводить трансграничный углеродный налог, что означает издержки для стран-импортеров и обогащение бюджета стран, где этот налог действует.

«Конечно, за каждой политической или экономической повесткой всегда стоят определенные группы интересов, которыми могут быть как крупные транснациональные корпорации, большой бизнес, так и отдельные страны, - считает эксперт по Центральной Азии, главный редактор таджикского делового журнала «Иктисодчи» Фаридун Усмонов. - Это в том числе касается экологической повестки. Я думаю, неспроста во всем мире сегодня известно имя Греты Тунберг – молодой девочки из Швеции, которая получила широкую известность, благодаря экологическому активизму. Но можно ли представить, что такая молодая девочка может получить настолько широкую известность и возможность выступать на различных международных площадках, которые позволяют быть услышанным во всем мире, без поддержки отдельных государств или каких-то крупных спонсоров? Также можно говорить об организации «Гринпис», которая поднимает экологические вопросы и борется против крупных энергетических компаний: могла бы эта организация так активно действовать по всему миру, не заручившись поддержкой отдельных государств или крупных финансовых агломераций и корпораций? Это же касается и повестки зеленой энергетики – естественно, за ней стоят отдельные компании и страны, которые заинтересованы в продвижении этой повестки”.

К слову о том, что Грета Тунберг используется, как лицо для продвижения чьих-то интересов - это подтверждает ее визит в Украину на встречу с Владимиром Зеленским. В общем, юную экоактивистку задействуют везде, где нужно привлечь внимание мировой общественности, даже в тех вопросах, где она совершенно не компетентна - главное присутствие. 

“Вместе с тем переход на солнечную или ветреную генерацию продвигают как раз-таки производители соответствующего оборудования, - считает эксперт Фаридун Усмонов. - В продвижении такого вида производства электроэнергии заинтересованы те страны, в которых оно достаточно развито. В большинстве европейских стран наблюдаются достаточно сильные потоки ветра и ветрогенерация видится достаточно логичной для них.

Что касается Таджикистана, то наша страна может производить солнечную энергию, т.к. количество солнечных дней здесь значительно превышает среднемировые показатели. Но учитывая, что в нашей стране востребован более дешевый вид производства, то приоритетом является гидроэнергетика. Кроме того, для Таджикистана одними из ключевых являются вопросы сохранения ледников и чистой воды – и мы, в меру своих возможностей, пытаемся продвигать эту повестку на международной арене. Кроме того, чтобы привлекать внимание международного сообщества в этом вопросе, что безусловно очень важно, было бы здорово, чтобы компании нашей страны могли бы предложить определенные технологические решения для реализации данных инициатив, благодаря чему может появиться возможность продвижения отечественных технологий на мировом рынке».

Не настолько оптимистично

То, что Таджикистан, благодаря активному развитию своей гидроэнергетической системы, является одним из мировых лидеров в области энергетики, подтверждает и заслуженный энергетик СНГ Тимур Валаматзаде: «Зеленая энергетика сегодня является мировым трендом, но большинство стран даже близко к ней не приблизились. Как ни странно, когда к нам приезжают самые разные международные организации, они уверенно говорят, что Таджикистан занимает 6 место по зеленой энергетике среди всех стран мира. Но при этом убеждают, что нам все равно надо развивать зеленую энергетику – предлагают устанавливать солнечные или ветряные электростанции. Такие станции, наверное, можно было бы применить в очень труднодоступных местах, где нет реки, но для Таджикистана это очень дорогое удовольствие, а наши возможности ограничены, и крупные важные стройки ГЭС требуют больших вложений.

Стремление снизить зависимость от традиционных источников энергии за счет перехода на солнечную и ветряную выработку приводит к другой зависимости – от погодных условий. И если в первом случае с людьми можно договориться, то на погоду повлиять уже не получится. В качестве примера можно привести ситуацию в американском штате Техас в 2021 году, когда несколько миллионов домов остались без тепла и света из-за нагрянувших холодов, заморозивших ветряные устройства, вырабатывающие электричество. В том же году безветренное лето в Великобритании заставило их вновь запустить законсервированную угольную теплоэлектростанцию.

Стоит упомянуть и о другой возможной зависимости при переходе на солнечную и ветряную энергетику – сырьевой, поскольку для производства генераторов и накопителей требуются металлы, которыми располагают далеко не все страны. Есть сомнения и по поводу экологичности таких способов: к примеру, производство ветрогенераторов и солнечных панелей сопровождается огромным выбросом в атмосферу углекислых газов. Солнечные и ветряные станции занимают гигантские площади. Дополнительную проблему создает необходимость утилизации ветряных лопастей и солнечных панелей, что тоже с точки зрения экологической безопасности совсем не продумано.

Всем ли это нужно

Поэтому резонным будет вопрос, нужно ли это Таджикистану, учитывая огромный гидроэнергетический потенциал республики, который реализован не более, чем на 10%. При этом можно смело говорить, что на региональном энергетическом рынке Таджикистан занимает ведущую позицию и, если проанализировать показатели, то эта сфера экономики страны активно развивается: за первые 2 месяца текущего года Таджикистан экспортировал электроэнергию на сумму 6,8 млн. долларов, что на 1,6 млн. долларов больше, чем в прошлом году.

Очевидно, что для того, чтобы максимально реализовать энергетический потенциал республики, не обойтись без внешних инвестиций, сотрудничества с другими крупными игроками энергетического рынка, объединения усилий в рамках региональных интеграций. Так, Россия финансирует строительство и модернизацию крупнейших гидроэнергетических объектов в Таджикистане, делится опытом строительства малых ГЭС, актуальных для горной территории республики. Нарастить экспорт электроэнергии поможет и присоединение к ЕАЭС, что откроет для Таджикистана новые рынки, улучшит инвестиционный климат и обеспечит водно-энергетическую безопасность республики.

«Между Таджикистаном и Россией в секторе энергетики наблюдается достаточно тесное и плодотворное сотрудничество, - отмечает эксперт Фаридун Усмонов. - Самым ярким примером является Сангтудинская ГЭС, которая была построена за счет финансирования РФ и стала одним из первых проектов в области энергетики в Таджикистане с участием иностранных инвестиций. В свое время строительство ГЭС позволило Таджикистану значительно продвинуться в вопросе электроснабжения республики, достаточно большое количество наших предприятий получило возможность заниматься производством, т.к. основная производственная мощность в нашей стране зависит от стабильного электроснабжения.

Сотрудничество продолжилось и в дальнейшем, в том числе в формате предоставления кредита для реабилитации Нурекской ГЭС, российские энергетические компании принимают участие в различных инфраструктурных проектах в области энергетики, обеспечивают необходимым оборудованием и комплектующими и для строительства ЛЭП, и для энергетических коридоров.

Потенциал для сотрудничества в области энергетики, в частности зеленой, у нас огромен. Гидроэнергетика является ключом для экономического развития Таджикистана, а российские компании являются ведущими производителями оборудования для этой отрасли. У России большой опыт строительства крупных гидроэнергетических объектов, и Таджикистан заинтересован в вовлечении российских компаний в эту отрасль республики.

Кроме того, у одной из крупнейших энергокомпаний «Росатом» есть достаточно интересные решения по малым ГЭС и их внедрение в труднодоступных горных регионах Таджикистана является перспективным направлением сотрудничества.

Мы наблюдаем в последние годы постепенную вовлеченность Таджикистана в зеленую энергетику в транспортном секторе – одним из таких примеров являются закупки большого количества электромобилей для столичных таксопарков. И у России есть достаточно успешные примеры внедрения электромобилей и систем их зарядки, поэтому в перспективе можно сотрудничать и в этом направлении тоже».

Безусловно, говорить о том, что зеленая энергетика – это плохая тенденция, является в корне неправильным, если ставить приоритетной задачей экологическую безопасность. Но важно в этом вопросе не бездумно следовать навязываемой повестке и безальтернативно переходить на новые энергоносители, а развивать зеленую энергетику параллельно с традиционными видами, не отказываясь от них, учитывать уникальные условия (экономические, географические, социальные) своей страны.

Источник - http://www.dialog.tj/news/zelenaya-energetika-v-tadzhikistane-kakovy-podvodnye-kamni-u-etogo-mirovogo-trenda
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo