Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow И.Мальковский: Трансказахстанский канал. Перераспределение водных ресурсов - жизненная необходимость
И.Мальковский: Трансказахстанский канал. Перераспределение водных ресурсов - жизненная необходимость Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
11.04.2013
Институт географии МОН РК выполнил крупную междисциплинарную научно-техническую программу, посвященную обеспечению водной безопасностиКазахстана. Основные ее результаты были рассмотрены и одобрены руководством республики, опубликованы в 30-томной монографии и представлены широкой общественности. Одним из принципиальных и дискуссионных аспектов программы стали вопросы территориального перераспределения водных ресурсов. В этой связи мы решили задать ряд вопросов, на которые ответил главный менеджер по управлению проектами ТОО "Институт географии", доктор географических наук, профессор Игорь Мальковский.

- Игорь Михайлович, давайте начнем издалека. Как давно человечество использует территориальные переброски речного стока и чем это обусловлено?

- Территориальное перераспределение речного стока давно используется человеком. Достаточно вспомнить Великий китайский канал, который строился почти две тысячи лет – с VI века до н.э. до XIII века н.э. Канал соединяет Хуанхэ и Янцзы, включая русла других рек, а также несколько озер. Длина канала – 2470 км, ширина – от 40 до 350 м.

Мероприятия по переброске части стока рек из одних районов в другие обусловлены формированием водных ресурсов, их распределением по территории, характером использования и имеют очевидные преимущества: всеобщее распространение и применимость для всех физико-географических зон, регионов и континентов.

- А насколько часто прибегают к этому в современном мире?

- В последние десятилетия такой вариант решения водных проблем используется весьма широко. Объем перебрасываемого стока в настоящее время на два порядка больше суммарного объема опреснения и достигает около 400 км3 в год, а к 2020-му ожидается его увеличение до 800-1200 км3 в год (для наглядности сравнения: суммарный среднегодовой сток Сырдарьи и Амударьи с притоками оценивается в 110-120 км3 - прим. ред.).

Так, в Китае с учетом прогнозов об ухудшении водообеспечения в длительной перспективе специалисты разработали проекты переброски части стока реки Янцзы в северные регионы. После пятидесяти лет исследований было выдвинуто более 50 вариантов. Уже принято решение о создании гигантской системы рационального перераспределения воды.

В США водно-энергетический союз NAWAPA за­проектировал столь же масштабную систему перераспределения стока рек Аляски и Канады. Предполагается перекрыть их плотинами и направить часть вод на юг для использования в семи провинциях Канады, 33 штатах США и трех штатах в Мексике. Этот гигантский трансконтинентальный водный путь с водохранилищами, электростанциями и тоннелями удивительно похож на наш проект использования стока сибирских рек в Центральной Азии – с той лишь разницей, что предусматривает переброску не 27 км3, как в старом, советском, проекте, а в шесть с половиной раз большего объема воды.

Аналогичные варианты рассматривались и в Индии: воду нескольких притоков Ганга решили направить в засушливые районы и перебросить часть стока самой реки на юг. Свой "проект века" есть и в Африке.

- А что сдерживает реализацию этих проектов? Их очень высокая стоимость?

- В 1970-1980-х в разных странах мира, в том числе и в Казахстане, было разработано много проектов территориального перераспределения водных ресурсов, но большинство их не было реализовано из-за недостаточного экологического обоснования, отсутствия финансовых и технических ресурсов, а главное – из-за крайне негативного в то время отношения широкой общественности ко всем крупномасштабным водохозяйственным проектам.

В перспективе по мере роста потребности в воде, технических и экономических возможностей масштабы мероприятий по территориальному перераспределению водных ресурсов в мире, несомненно, будут увеличиваться. Стоимость таких работ зависит от многих факторов и, по оценкам специалистов, колеблется от 100 до 800 млн долл. на 1 км3 перебрасываемого стока. Для сравнения следует заметить, что стоимость опреснения морских вод колеблется от 600 до 1800 млн долл., очистки сточных вод – от 200 до 1500, реконструкции оросительных систем – от 700 до 1000 млн долл. на ту же единицу измерения.

Любой проект переброски должен учитывать воздействие создаваемой водохозяйственной системы на природный комплекс и обратное влияние измененного природного комплекса на эту систему. Поэтому в его обосновании обязательно должен содержаться прогноз изменений окружающей среды, а также возможные последствия этих изменений.

В целом же основные требования к подобным проектам выглядят так: техническая осуществимость, политическая целесообразность, экологическая безопасность, водохозяйственная и социально-экономическая эффективность предлагаемых вариантов переброски.

Казахстан в этом смысле может чем-нибудь похвастать?

- Крупным достижением Казахстана в области территориального перераспределения водных ресурсов является канал Ертис – Караганда (канал им. К. И. Сатпаева), введенный в эксплуатацию в 1974-м. Его сооружение по ряду основных параметров и производственных показателей является уникальным в мировой практике. Другим успешным примером может служить трансграничный магистральный водовод Астрахань – Мангистау, являющийся основной водной артерией Западного Казахстана.

- Чем, на ваш взгляд, объясняется необходимость территориального перераспределения водных ресурсов в нашей стране?

- В Послании президента РК от 14 декабря 2012-го в числе глобальных вызовов XXI века отмечен острый дефицит воды в мире, приобретающий наибольшую остроту в Казахстане. Обозначена необходимость выработки новой политики в отношении водных ресурсов республики. Правительству поручено разработать долгосрочную государственную программу управления водными ресурсами до 2050 г.

Объективной предпосылкой для дальнейшего территориального перераспределения водных ресурсов в Казахстане является резко выраженная пространственная неравномерность распределения речного стока и спроса на воду. Наибольшие объемы речного стока формируются в Ертисской природно-хозяйственной системе (до 33% общих ресурсов и 45% местных). В Нура-Сарысуской, Есильской и Тобыл-Торгайской природно-хозяйственных системах формируется менее 6% речного стока, причем в маловодные годы местный сток меньше среднего примерно в десять раз.

В связи с ожидаемым сокращением трансграничного стока рек Ертис, Иле, Сырдарья, Шу, Талас с территории сопредельных государств (КНР, Узбекистан, Кыргызстан) пространственная неравномерность распределения стока в республике будет увеличиваться. Потенциальным донором для вододефицитных районов является бассейн реки Ертис, где формируется до половины возобновляемых водных ресурсов республики.

В настоящее время трансграничный сток Ертиса в Россию значительно больше объема стока, формирующегося на территорииКазахстана. Согласно распространенным в мировой практике правилам межгосударственного вододеления, следует установить поступление ертисского стока в Россию в размере половины формирующихся в бассейне возобновляемых водных ресурсов. Это позволит высвободить до 5-7 км3 воды в год для переброски в Северный, Центральный и Южный Казахстан с целью компенсации антропогенного и климатического сокращения водных ресурсов в этих регионах.

В ходе предварительных обоснований наибольшее внимание было уделено северному, самотечному, варианту с водозабором из Шульбинского водохранилища (2-я очередь) в обход Казахстанского мелкосопочника с выходом по долине Торгая до р. Сырдарьи (в створе Казалин­ска). На рисунке представлен вариант трансказахстанского канала.

Согласно предварительным оценкам, себестоимость перебрасываемой воды составит около 0,3 долл. на 1 м3 воды. Самотечный (северный) вариант является более надежным и характеризуется меньшими эксплуатационными затратами, связанными с потреблением электроэнергии на машинный водоподъем.

Предложенная трасса Трансказахстанского канала (ТКК) обеспечивает на всем протяжении самотечную подачу воды. В зону его влияния попадают правобережные подкомандные территории и левобережные территории, подлежащие обводнению посредством насосных станций.

Трансказахстанский канал станет основой формирования Единой системы водообеспечения РК, объединяющей существующие и перспективные межбассейновые водохозяйственные связи. Это обеспечит повышение эффективности использования ресурсов речного стока для достижения социальных, экологических и экономических целей развития страны.

- А каково отношение в России к возможным заборам воды из Ертиса на территории Казахстана? Ведь не секрет, что Омская область испытывает вододефицит.

- Нами предложена обновленная схема взаимовыгодного использования стока российских рек по Верхнекатунскому направлению в объеме до 4,5 км3/год. Она позволит России компенсировать сокращение Ертисского притока в Омскую область в связи с водозабором в Китае и Казахстане, а также принять участие в освоении эффективных гидроэнергоресурсов на трассе переброски. Заинтересованность Казахстана заключается в увеличении выработки электроэнергии Ертисским каскадом ГЭС, а также в улучшении условий судоходства и обводнения поймы. В рамках предложенной схемы уточнены потенциальные объемы переброски стока реки Аргут до 2,0-2,6 км3/год с учетом социально-экологических ограничений, а также рассмотрены альтернативные (туннельный и насосный) варианты преодоления Аргут-Буктырминского водораздела, которые исключают сооружение высоконапорной плотины и затопление обширных территорий.

Следует отметить, что в водной стратегии России предусмотрен выход на международный рынок пресной воды.

В целях развития идей евразийской интеграции территория Казахстана может быть использована для транзита стока российских рек в бассейны рек Сырдарья и Амударья. Наиболее изученным вариантом переброски части стока реки Обь является проект канала Сибирь – Центральная Азия, проходящего через Торгайский водораздел. Он был разработан "Союзводпроектом" еще в 70-х годах прошлого века.

- И что даст нашей республике Трансказахстанский канал?

- Наряду с применением современных водосберегающих технологий в отраслях экономики, со­вершенствованием меж­государственных во­д­ных отношений, использованием подземных вод, ТКК будет способствовать решению задач устойчивого водообеспечения Казахстана.

Переброска части стока Ертиса для покрытия ожидаемых дефицитов воды в бассейнах рек Есиль, Нура, Тобыл, Сырдарья будет способствовать успешной реализации программы индустриально-инновационного развития, а также решению критических национальных проблем. В част­ности я имею в виду снижение бедности за счет повышения уровня занятости трудоспособного населения путем развития орошения и получения гарантированной продукции животноводства; сокращение миграции населения из районов, подверженных опустыниванию, и формирование рациональной системы расселения в республике; сохранение биологического разнообразия за счет восстановления нарушенного водно-ресурсного равновесия территории; охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды, в том числе предотвращение загрязнения рек и озер, восстановление природной способности водных объектов к самоочищению и самовосстановлению.


Источник:www.centrasia.ru
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo