Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Пресная вода как повод к войне
Пресная вода как повод к войне Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
10.01.2014
Вода была средой, где зародилась и развивалась жизнь. Она осталась ресурсом, без которого невозможно существование и жизни на Земле, и самого человеческого сообщества. Она – основное условие устойчивого развития, это самый используемый природный ресурс в процессе хозяйственной деятельности. Ушедший 2013 год был годом Международного водного сотрудничества. Но, несмотря на это, проблемы рационального использования водных ресурсов так и не были решены.



Водные ресурсы, наряду с земельными, являются критически важными для развития цивилизации, так как система обеспечения жизни человека построена на использующих воду, так называемых «мокрых», технологиях. Исходя из общего количества воды на планете каждому жителю Земли доступно в среднем 7600 куб. м возобновляемой пресной воды в год. Однако в связи с крайне неравномерным распределением вод, а также с разным уровнем развития экономики множество стран в мире испытывает недостаток в водном ресурсе.

В современной науке о воде широко используются такие термины, как «водный кризис» (water crisis) и «водный стресс» (water stress). Водный кризис определяется как текущий, распространенный и хронический недостаток безопасного и достаточного количества воды; водный стресс – ситуация нехватки воды удовлетворительного качества и количества для обеспечения нужд людей и окружающей среды. По результатам исследований конца ХХ века при условии удельной водообеспеченности 1700 куб. м на человека в год водный стресс испытывает примерно треть населения мира. Также констатируется, что не менее 40% населения мира живет в районах, испытывающих среднюю или острую нехватку воды (умеренный или сильный стресс). Еще в 2003 году генеральная ассамблея ООН объявила старт международного десятилетия действий «Вода для жизни» на 2005–2015 годы. В рамках программы уже усиленно изучаются такие проблемы, как качество питьевых вод, стоимостная оценка, проблемы транспортировки и очистки воды, трансграничное водопользование, медицинские и санитарные аспекты водопотребления, сельское хозяйство, окружающая среда и биоразнообразие, предупреждение бедствий, загрязнение, энергетика и многие другие аспекты. Всеобъемлющая роль воды приводит человечество к задаче обеспечения грамотного водопользования. В основу стабильного экономического развития государств все чаще ложится именно водный ресурс.

Водные войны

По мере ухудшения качества воды или увеличения спроса на нее обостряется конкуренция за воду между ее потребителями. Этот процесс имеет наиболее дестабилизирующие последствия в речных бассейнах, которые пересекают межгосударственные границы. Вместе с тем опыт свидетельствует о том, что во многих ситуациях необходимость делиться водой не только не становится причиной открытого конфликта, но и стимулирует неожиданное сотрудничество.

Реальные обстоятельства действительно подталкивают к сотрудничеству. В мире имеется 263 международных бассейна, которые пересекают политические границы между двумя или более странами. Эти бассейны, на территории которых живут около 40% населения Земли, охватывают примерно половину площади поверхности планеты. На них приходится около 60% имеющейся на земле пресной воды. Международные бассейны частично захватывают территорию 145 стран, а территория 21 государства полностью входит в международные бассейны.

Истощение и ухудшение качества пресной воды, обусловленные стремительным ростом народонаселения и нерациональным управлением процессом развития, во многих странах уже вызывают серьезные трения между основными водопользователями – крестьянами, промышленностью и городскими потребителями. Водотоки, пересекающие национальные границы, приобретают все более важное стратегическое значение.

У каждой страны имеются очевидные мотивы для использования воды там, где она находится под ее политическим контролем. В то же время непосредственного стимула к сохранению или охране запасов в интересах пользователей, находящихся за национальными границами, не существует. Это происходит отчасти потому, что во многих местах реки или озера являются ключевым компонентом национального самосознания, владение и контроль над водотоками рассматривается как жизненно важный фактор защиты национальных интересов.

В результате управленческих усилий, нацеленных на удовлетворение спроса со стороны всех пользователей, даже такие крупные реки, как Ганг и Колорадо, вообще не доходят до моря в определенные времена года. Практически весь объем воды в реке Колорадо используется, что чревато серьезными экологическими последствиями для земельных ресурсов и ведет к сокращению объема питательных веществ, попадающих в море, а значит, и к сокращению рыбных запасов.

Несмотря на сложность этих проблем, имеющиеся данные позволяют утверждать, что споры вокруг воды можно урегулировать дипломатическими методами. За последние 50 лет имело место лишь 37 приведших к применению насилия ожесточенных споров из-за водных ресурсов, тогда как в этот же период было подписано 150 связанных с этими ресурсами договоров. Государства высоко ценят эти соглашения, поскольку они позволяют повысить уровень стабильности и предсказуемости международных отношений.

По данным сайта «ООН – водные ресурсы» за период с 805 года по настоящее время было заключено более 3600 договоров, касающихся международных водных ресурсов. Большинство из этих договоров связаны с судоходством и демаркацией границ. В прошлом столетии основное внимание в рамках переговоров и процессе подготовки договоров стало уделяться уже не вопросам судоходства, а использованию, освоению, охране и сохранению водных ресурсов.

Стоимость воды

Обеспечение людей во всем мире водой – это грандиозная задача, для решения которой нужны деньги. Вопрос в том, кто лучше всего справляется с этой задачей – государство или частный сектор.

Для обеспечения безопасной питьевой водой и санитарией всех, кто лишен сегодня этих благ, требуются значительные инвестиции, общемировой объем которых, по некоторым оценкам, должен достигать 14–30 млрд долларов в год в дополнение к текущим среднегодовым ассигнованиям в размере 30 млрд долларов. Как и в случае с другими инфраструктурными услугами, например электроснабжением, электросвязью и транспортом, большинство развивающихся стран опираются на государственное коммунальное хозяйство, финансирующее водопроводные и канализационные сети и обеспечивающее их функционирование. Тем не менее, в связи с ограниченностью финансовых и людских ресурсов государственный сектор зачастую работает с низкой производительностью, а предоставляемые им услуги отличаются низким качеством и недостаточностью охвата. По данным Всемирного банка, только техническая неэффективность систем энергоснабжения, водоснабжения, автодорожных и железнодорожных сетей в начале 90-х годов ХХ века нанесла мировой экономике ущерб, оцениваемый в 55 млрд долларов в год, что равно 1% ВВП всех развивающихся стран вместе взятых. Это составляет четвертую часть ежегодного объема их инвестиций в развитие инфраструктуры и в два раза превышает ежегодные расходы на финансирование сооружения и эксплуатацию инфраструктуры.

Во второй половине 80-х годов ХХ века, откликаясь на призывы международных кредиторов, многие страны во всем мире стали опираться на частный сектор, который привлекался как для эксплуатации имеющихся объектов инфраструктуры, так и для финансирования строительства новых инфраструктурных активов.

В развивающихся странах услуги в области водоснабжения и санитарии часто субсидируются, традиционно с помощью прямых выплат коммунальным предприятиям, а соответствующие государственные расходы покрываются за счет общего налогообложения. Нынешний ежегодный объем инвестиций развивающихся стран в сектор водоснабжения и санитарии составляет примерно 15 млрд долларов. По данным Всемирного банка, правительства покрывают почти 75% финансирования, а частный сектор – около 11%, тогда как остальные 14% поступают от внешних учреждений в форме помощи.

Распространено мнение, что вода является общим достоянием и базовой потребностью, которую лучше всего и с весьма невысокими расходами может удовлетворять государственный сектор. Поэтому потребителям редко приходится полностью оплачивать себестоимость воды. Даже там, где промышленные пользователи платят по существующим тарифам, такие тарифы обычно рассчитываются на основе средних затрат и без учета реальной стоимости внешних факторов, таких как необходимость очистки сточных вод, а также издержек неиспользованных возможностей, например, выгод, утраченных из-за невозможности альтернативного использования водных ресурсов. Основным результатом применения этого подхода является значительная недооценка и нерациональный расход воды, несмотря на все больший дефицит водных ресурсов во всем мире.

Некоторые сторонники приватизации систем водоснабжения и санитарии утверждают, что так можно решить некоторые из вышеупомянутых проблем. В настоящее время частный сектор обеспечивает водой лишь 7% мирового народонаселения. Предполагается, что к 2015 году этот показатель увеличится более чем вдвое. Сегодня объем услуг, предоставляемых частным сектором в сфере управления водными ресурсами, оценивается в 200 млрд долларов в год, однако, согласно прогнозам Всемирного банка, к 2021 году этот показатель достигнет 1 трлн долларов.

Растущее недовольство

Увеличение доли частного сектора в общем объеме услуг водоснабжения и санитарии вызывает растущее недовольство. В частном секторе иногда наблюдаются те же явления, которые инкриминируются государственным компаниям. В третьем по величине городе Боливии Кочабамбе после передачи в 1999 году городского водопровода в управление частному консорциуму цены увеличились на 35%, что стало причиной многочисленных демонстраций протеста. Менее чем через год после этого контракт с частной компанией по водоснабжению был расторгнут.

Даже попытки правительств некоторых развивающихся стран взять на вооружение подходы, традиционно использовавшиеся частным сектором, привели к плачевным результатам. Когда в 2000 году правительство Южной Африки попыталось отменить субсидии на воду, миллионы неимущих оказались вынуждены пользоваться водой из загрязненных рек и озер, что привело к одной из самых крупных эпидемий холеры в истории этой страны.

В попытке выглядеть привлекательнее конкурентов при участии в конкурсах на долгосрочные контракты частные компании нередко недооценивают стоимость эксплуатации водопровода. Заполучив контракт и приступив к эксплуатации системы, они стремятся к извлечению прибыли и для этого сокращают штаты и технико-эксплуатационные расходы и/или повышают цены. Другие противники приватизации указывают на то, что водопользование является одним из прав человека и что все люди должны быть обеспечены равноправным и адекватным доступом к воде на некоммерческой основе. Водоснабжение не должно доверяться коммерческим предприятиям.

Вместе с тем кто бы ни распоряжался этим важнейшим ресурсом, кто-то должен и платить за услуги водоснабжения и санитарии – потребитель или налогоплательщик. Некоторые специалисты утверждают, что частные предприятия, которые во многих случаях могут более эффективно выявлять пробелы и предоставлять необходимые услуги, должны играть здесь активную роль. Однако взаимодействие с частным сектором вовсе не означает, что правительство может или должно просто перекладывать управление национальными водными ресурсами на частный сектор и позволять фактору прибыли играть доминирующую роль в определении своего курса. Напротив, такое взаимодействие подразумевает диалог между правительством, частным сектором и всеми потребителями.


Источник:www.tpp-inform.ru
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo