Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Наша задача, как российских экологов, добиться полной отмены строительства ГЭС Монголии
Наша задача, как российских экологов, добиться полной отмены строительства ГЭС Монголии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
18.09.2017
Сергей Шапхаев: «Непонятно, с какой стати Россия должна кормить монгольские компании дешевой энергией Байкала?»

Всемирный банк, прокредитовавший правительство Монголии по программе MINIS (строительство горнорудной промышленности, в рамках которой запланировано строительство, минимум, двух ГЭС на реке Селенга), неожиданно для некоторых экспертов отправил монгольские проекты на доработку. С учетом регламента всех обсуждений это, по мнению эколога Сергея Шапхаева, притормозит проекты, минимум, на полтора года. Общественные организации России планы по строительству гидроэлектростанций ранее уже назвали угрозой для водных систем Прибайкалья и самого озера:

«Отсрочка может составить года полтора, а с учетом политических перемен в Монголии после избрания нового президента – и того больше. Что повлияло? В этом деле произошло два принципиально важных события – вмешательство инспекции Всемирного банка и то, что общественникам удалось подключить Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные решения были приняты в 2016 году в Стамбуле и в 2017 в Познани. Всемирный банк согласился учесть решения комитета ЮНЕСКО, что важно, поскольку комитет потребовал не строить ГЭС. В итоге сейчас в Монголии ничего не строится, там идет разработка документов для исследований вероятного влияния ГЭС «Шурэн» и «Орхон». Косвенно удалось включить в документы банка и проект ГЭС «Эгийн-гол», так как по правилам банка нужно все сопутствующие проекты в одном бассейне. Это крайне важно, поскольку по мощности из всех трех гидроэлектростанций станция «Эгийн-Гол» наиболее мощная. Китай ранее уже выделил средства на «Эгийн-гол», но в итоге монголам пришлось их направить на другие цели после того, как кредит заморозили. Заморозили кредит после встречи президента РФ Владимира Путина с китайским главой Си Цзиньпином и монгольским лидером в Ташкенте в 2016 году. Если бы общественные организации не вмешались, строительство «Эгийн-гол» уже началось бы.

Комитет ЮНЕСКО сейчас также потребовал провести трансграничную стратегическую экологическую оценку. Согласно правилам Всемирного банка, если окажется, что риск для Байкала слишком высок, банк не станет участвовать в строительстве. Уже сегодня банк подчеркивает, что дал Монголии денег только на разработку проекта. Однако на строительство Монголия может взять средства у других стран. Китай и Кувейт уже в очереди стоят.

Жалоба общественников в инспекцию Всемирного банка, наконец, вызвало активность российского правительства. До 2015 года наше минэнерго вообще не обсуждало энерготарифы для Монголии, а теперь есть спецгруппа, назначены ответственные, сроки. Первый вариант предлагает поставки энергии в Монголию с Иркутской ГЭС. Тут есть даже некоторый избыток энергии, несмотря на маловодье. Второй вариант – продолжать поставлять с Гусиноозерской ГРЭС из Бурятии. Здесь Монголия покупала электроэнергию все последние годы. Минус этой угольной генерации – небольшая мобильность. Есть и третий вариант – перекинуть ЛЭП с Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Последний вариант поддерживают Тува и Хакасия, Красноярский край и «РусГидро».

Для Иркутской области и Бурятии есть прямой интерес в переброске энергии с Иркутской ГЭС. Это снизит тарифы для Монголии, а Бурятия тоже получит часть энергии и снизит тариф себе. Пока между собой конкурируют эти три варианта.

Наша задача, как российских экологов, добиться полной отмены строительства станций. Энергия монголам нужна не только на покрытие пиковых нагрузок в энергосистеме, но и для покрытия нужд горнорудных компаний. И мне непонятно, с какой стати Россия должна кормить эти компании дешевой энергией Байкала?

Пока можно говорить о длительной отсрочке воплощения этих проектов. Совет директоров Всемирного банка уже утвердил отчет своей инспекции, значит, они приняли все рекомендации, и те автоматически стали обязательными для офиса MINIS в Улан-Баторе. Обычно после такого решения проект продлевают на один год. То есть до конца сентября. Именно тогда MINIS опубликует исправленное техзадание на региональную экспертоценку. Переделанный вариант, уже с учетом замечаний. Тем самым руководство программы выполнит требование, выдвинутое жителями Иркутской области и Бурятии на публичных слушаниях. После этого все желающие могут отправить авторам проектов свои замечания и предложения. В России наши некоммерческие организации в регионах будут просить экспертов, активистов тщательно проверять, попало ли в техзадание то или иное замечание. Если не включили, будут писать напрямую. После утверждения нового техзадания организуют тендер. Компания-победитель первым делом должна будет поехать по районам Приангарья и Бурятии и обсудить план работ заново. На это уйдет примерно полгода. А после опять обсуждения. В итоге получится года полтора.

О возможной смене курса (отмене строительства ГЭС) кстати говорит транш в 6 миллионов долларов, который Всемирный банк выделил Монголии на модернизацию электросетевого хозяйства и строительство ветро-солнечной электростанции в бассейне реки Селенга. Мощность станции составит примерно половину мощности ГЭС «Эгийн-гол». Планируется, что ветро-солнечная электростанция будет работать вместе с существующими в стране мини-ГЭС, построенными еще советскими инженерами и станет регулятором в пиковые нагрузки».

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo