Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Борьба за воду. Близятся войны отчаяния
Борьба за воду. Близятся войны отчаяния Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
27.08.2018

По данным Организации Объединенных Наций (ООН), рост потребления пресной воды, вызванный, в частности, демографическим ростом и мобильностью населения, новыми потребностями и возросшими энергетическими запросами, в сочетании с ощутимыми последствиями изменений климата ведёт к растущей нехватке водных ресурсов.

Каждые три года Всемирная программа ООН по оценке водных ресурсов (WWAP) публикует Всемирный доклад ООН, представляющий самую полную оценку состояния пресноводных ресурсов в мире.

Из года в год в докладах подчеркивается, что многие страны уже достигли предельных возможностей водопользования. Положение ухудшается и вследствие климатических изменений. На горизонте уже намечаются контуры конкурентной борьбы за воду – и между странами, и между городом и деревней, и между разными отраслями. Все это в скором будущем превратит проблему нехватки водных ресурсов в проблему политическую.

За последние 50 лет отмечены 507 «водных» конфликтов, 21 раз дело доходило до военных действий.

ООН обращает внимание на конкретные бассейны, которые могут стать объектами споров в ближайшие годы. Наряду с привычными «яблоками раздора» (озером Чад и реками Брахмапутра, Ганг, Замбези, Лимпопо, Меконг, Сенегал) в докладе ООН о мировых водных конфликтах упоминаются Аракс, Иртыш, Кура, Обь.

Особо взрывоопасная ситуация сложилась в регионах, бедных водой. В Сирии и Египте крестьяне бросают свои поля, потому что почва покрывается коркой соли и перестает плодоносить. Мир опять поделился: на тех, у кого воды еще много, и тех, у кого она уже заканчивается. Марокко, Алжир, Тунис, Судан, Йемен, Оман, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ирак — все они уже заявили о своем недовольстве положением водных дел и готовности отстаивать свое водное право с оружием в руках. В четырех бассейнах (Арал, реки Иордан, Нил, а также Тигр и Евфрат) уже пытались делить воду, угрожая силой. Когда в 1975 году построенная в Сирии с помощью СССР дамба перекрыла Евфрат, Ирак двинул войска к границе, и лишь вмешательство ООН предотвратило войну. В 1990 году Ирак оказался на грани войны с Турцией, когда та уменьшила сток Евфрата. В 1994 году египетские войска вошли в Судан, чтобы обеспечить контроль над Нилом, из которого пьет почти весь Египет. Вскоре Египет и Судан объединились против Эфиопии, решившей увеличить забор воды из 
Нила. В 2002 году против решения Ливана построить плотины в верховьях Иордана резко возразил Израиль. Благо конфликт быстро разрешился ещё на дипломатическом уровне…

Таким образом, появление на этих днях в разделе "Аналитика" небольшой статьи Виктора Кузовкова «Если в кране нет воды, турки выпили её», не стало для меня неожиданностью. Автор в основном довольно верно, хоть и несколько упрощённо, описал ситуацию в регионе. Статья, с одной стороны, вызвала у читателей «ВО» определённый интерес, а с другой, выявила некоторую неосведомлённость в фактическом материале.

Постараюсь немного подробнее рассказать о водных ресурсах на Ближнем Востоке и о трудностях, с которыми сталкиваются находящиеся здесь страны.

Жуткая реальность: великий Тигр, вот уже тысячи лет текущий по Ираку, обмелел настолько, что его стало возможно переходить пешком, словно какую-нибудь лужу, с одной стороны на другую. Он обмелел до такой степени, что в некоторых районах Ирака и вовсе пересох. И рыба, водившаяся в нем, погибла, конечно, вместе со всей растительностью. Вполне возможно, что это самая страшная из катастроф, когда-либо происходивших на Ближнем Востоке.

Для Ирака Тигр, как и Евфрат, тоже обмелевший уже во многих местах, – это ведь не только питьевая вода, но и единственный источник полива, да и вообще всего сельского хозяйства. Что случится, если они окончательно пересохнут, абсолютно ясно.

Три основные причины, сложившись вместе, привели к обмелению Тигра.

Во-первых, Турция, тоже страдающая от серьезной нехватки воды и электроэнергии, соорудила громадную дамбу Илису неподалеку от границы с Ираком. Ее планирование началось еще в 2006 году. Вот только в Ираке, в то время глубоко погрязшем в гражданской войне, некому было всерьез подумать о надвигающейся катастрофе.

Эта дамба, к слову, стала еще одним проявлением турецкой жестокости по отношению к курдам. Она построена в их регионе, и ради создания искусственного озера выше дамбы будут затоплены десятки курдских деревень, жителей которых просто прогонят. Вместе с деревнями под воду уйдет и древний город Хасанкейф, которому около десяти тысяч лет. Весь этот город, населенный сегодня курдами, со всеми его древностями исчезнет теперь на дне огромного искусственного водоема, а его жители также будут изгнаны.

Неясно, приступила ли уже Турция к наполнению водоема водой Тигра. Турки заявляют, что нет, в Багдаде же убеждены в обратном. В свою очередь, турки утверждают, что драматическое падение уровня воды связано с продолжающейся уже целое десятилетие засухой и отсутствием дождей. Если турки и вправду еще не начали останавливать воду, это означает, что катастрофа окажется еще ужаснее. Как правило, воду останавливают на несколько лет. За это время сельское хозяйство в Ираке погибнет.

При этом Турция соорудила дамбу Илису не только для производства электричества, но также и для забора воды. Другими словами, течение Тигра уже больше не восстановится в прежнем объеме никогда.

Источник: maxpark.com
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo