Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Международная экологическая повестка
Международная экологическая повестка Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
11.12.2018

Главные вызовы.

Выполнение международной экологической повестки дня по-прежнему будет осуществляться в рамках недавно принятых ООН Целей Устойчивого Развития до 2030. Теперь они распространяются на все группы государств, а не только на развивающиеся, как это было ранее. Другая важная особенность этого процесса – введение механизмов регулярного контроля и отчетности за динамикой и результатами их реализации. Опубликованный в 2017 г. последний ежегодный международный отчет (Sustainable Development Goals Report, 2017) достаточно критически оценивает достигнутые результаты и констатирует, что согласно основным целям – прогресс намного медленнее, чем предусматривалось при их разработке, а отмеченные недостатки в решении проблем многообразны. Поэтому вопрос о действенных институциональных механизмах ответов на основные глобальные вызовы на универсальном, региональном и национальном уровнях остается крайне актуальным в краткосрочной перспективе. Он будет среди основных приоритетов в поиске инновационных путей мирового устойчивого развития.

В соответствии с этим отчетом в числе главных экологических проблем среди выделенных 17-ти взаимодополняющих целей устойчивого развития в ближайшем будущем по-прежнему останутся обеспеченность водными ресурсами, изменение глобального климата и рост ущерба от стихийных бедствий. Все они связаны с рисками для безопасности, благосостояния, жизни и здоровья людей, с возможными негативными последствиями для устойчивого мирового развития. Солидарны с такими оценками и результаты анализа глобальных рисков, представленные в последнем из серии аналитических докладов по Глобальным Рискам (The Global Risks Report 2017, 12th edition), подготавливаемых под эгидой Мирового Экономического Форума. Среди глобальных рисков в его семи последних докладах регулярно выделяются негативные последствия в рамках экологического кластера, включающие климатические изменения, стихийные бедствия, стресс водных ресурсов. Они остаются главными в системе глобальных рисков, опережая рейтинги таких явлений, как вынужденная миграция, терроризм, незаконная торговля, кибер-преступность, продовольственная безопасность.

Глобальный климат. 

Новые результаты наблюдений Всемирной Метеорологической Организации (ВМО) показывают, что последние два года стали самыми теплыми за период ее регулярных наблюдений за погодой и климатом[1]; в перспективе ожидается дальнейший рост температуры воздуха. Согласно 5-му Оценочному докладу Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), глобальные антропогенные выбросы парниковых газов стали главным фактором регулярно отслеживаемого с середины 20 века глобального потепления. В ряде регионов, прежде всего в полярных областях, потепление происходит в два раза быстрее, чем в среднем на планете. Предполагается, что при реализации национальных и международных действий по снижению выбросов[2] возможно ограничение роста средней температуры воздуха в приземном слое атмосферы в пределах 2 °C к концу 21 века (от ее доиндустриального уровня). Параллельно с ними необходимо принятие мер по адаптации к последствиям изменений климата, в том числе для снижения риска связанных с ними природных бедствий[3].

Проблема глобального изменения климата и связанных с нею последствий для природы и человека будет оставаться одним из главных приоритетов международной экологической повестки дня. Крайне динамично продолжится развитие национальных режимов климатического регулирования, а также совершенствование нового международного режима – в соответствии со вступившем в силу (4.11.2016) Парижским соглашением в развитие Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК), 1992 г. По данным на конец 2017 г. Парижское соглашение ратифицировали 170 государств, а подписали 195 из 197 стран РКИК, включая Россию.

Несмотря на решение Д. Трампа, принятое летом 2017 года об отзыве ратификации этого соглашения, США останутся его членами до конца 2020 г. Согласно мнению участников последней ежегодной конференции сторон климатической конвенции (COP-23), проходившей в ноябре 2017 г. в Бонне (Германия), американская делегация приняла достаточно активное участие по всем направлениям ее работы. Отмечается, что США не удовлетворены прежде всего глобальным финансовым режимом в рамках Парижского соглашения, который по их мнению накладывает на них слишком высокие национальные финансовые обязательства. При этом они поддерживают основную часть его положений, касающихся климатической проблематики и низкоуглеродного развития. При оценке новой климатической политики американской администрации, ее изменчивости и достаточно противоречивых с экологической точки зрения последних инициатив в области энергетики, следует иметь ввиду, что занимая сейчас второе место в мире после Китая по выбросам парниковых газов, США входит в число стран, выбросы которых продолжают расти (на 3.5% в 2015 г. по сравнению с их базовым уровнем 1990 г.). Большинство развитых государств отчитались за их ограничение; среди них и Россия, которая согласно последней национальной инвентаризации сократила выбросы за тот же период на 29.6%.

Основная задача COP-23 состояла в продолжении разработки международных правил и процедур имплементации Парижского соглашения. Это относится в том числе, к его отдельным блокам, связанным с инвентаризацией и отчетностью по выбросам парниковых газов, адаптации к последствиям климатических изменений, финансированию мер по сохранению климата и адаптации в развивающихся странах. Переговорный процесс по этим сложным направлениям – как с политической, так и с научных точек зрения не завершен, он будет продолжен в 2018 году. Предполагается, что сводные правила для реализации этого нового международного режима могут быть приняты в конце 2018 г. на следующей конференции в Катовице (Польша); до этого продолжится работа по разработке единого руководства по реализации международных проектов, а также положений по передаче «единиц снижения выбросов».

На этой конференции обсуждались «хорошие практики» по снижению выбросов и переходу к низкоуглеродному развитию. В дальнейшем эта полезная инициатива послужит основной для развития международного взаимодействия в рамках организуемого «Диалога-2018» по обмену опытом и подготовке к оценке итогов в данной области к 2023 г. По оценкам ВВФ-Россия, переговоры на COP-23 показали, что ведущие страны-источники выбросов, как развитые, так и развивающиеся не готовы усиливать свои национальные цены по выбросам.

Однако на практике в мире идет активный процесс по переходу на низкоуглеродные технологии и впечатляют успехи в низкоуглеродном развитии, продемонстрированные более чем в 100 странах мира. В Бонне также было объявлено о новом глобальном партнерстве – «Альянс по энергетике без угля» (Powering Past Coal Alliance), в которой вошли 26 участников, включая страны, их штаты, провинции и города[4]. Его целью будет введение ограничений на строительство новых угольных станций и их финансирование, а также сокращение использование угля. В ближайшей перспективе будут продолжены переговоры относительно формирования институциональных основ климатического финансирования и создания к 2020 г. климатических фондов (для обеспечения ежегодного финансирования развивающихся стран на уровне 100 млрд. долл.).

Вода. 

До сих пор около трети мирового населения проживает в районах, характеризующихся крайне высоким уровнем стрессового состояния водных ресурсов, и судя по основным индикатором, вряд ли подобная ситуация кардинально изменится в ближайшей перспективе. Согласно последним оценкам лишь 71% мирового населения имеет доступ к системам надежного водоснабжения и воде приемлемого качества; 39% населения – к нормальной канализации.

Ключевая проблема – нехватка воды в ряде регионов, прежде всего в странах Северной и Южной Африки, Южной и Центральной Азии, причем дефицит водных ресурсов там постоянно растет. Доля населения стран ОЭСР, проживающего в районах водного стресса, остается достаточно высокой (около 38%). В перспективе рост мировых потребностей в воде будет связан с увеличением ее потребления промышленностью и домохозяйствами, при некоторой стабилизации в сельском хозяйстве. Возрастающие нагрузки на водные ресурсы могут привести к сильному истощению запасов и загрязнению подземных вод, что будет иметь негативные последствия для сельского хозяйства и водообеспечения быстро развивающихся урбанизированных районов.

Последствия глобального потепления станут серьезным фактором в повышении рисков для устойчивого развития водного хозяйства на перспективу: основные вызовы, связанные с изменением климата проявляются именно в природных гидрологических системах. Прогнозируется дальнейшее изменение водного баланса, речного стока и водообеспечения в отдельных регионах, повышение рисков природных бедствий, связанных с водными ресурсами, рост интенсивности и частоты экстремальных погодных аномалий, повышение уровня моря, разрушение вечной мерзлоты, изменения в снежном и ледовом покровах; особо рельефно эти тенденции проявятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В этих условиях основной акцент ответных действий на расширяющиеся масштабы глобальных вызовов будет связан с пошаговой разработкой и реализацией национальной и международной политики и мер по адаптации общества к последствиям изменений состояния водных ресурсов. Актуальной будет задача формирования системы адаптационного управления, а также координации в рамках пакета инновационных инструментов эффективного регулирования водного хозяйства на местном, региональном и глобальном уровнях.

Приоритетная цель устойчивого развития будет связана с совершенствованием системы управления и мер, направленных на обеспечение жителей (1) питьевой водой безопасной для здоровья, (2) канализацией, санитарией и гигиеной, (3) развитием инфраструктуры и услуг в этой сфере, (4) улучшение состояния водных экосистем. Для этого будет использовано сочетание механизмов государственного регулирования с рыночными инструментами. В последние годы происходит увеличение финансирования и расширяются программы помощи развивающимся странам в области водного хозяйства: акцент в них ставится на обеспечении безопасной питьевой водой и системами канализации; он сочетается с поддержкой развития отдельных секторов – водообеспечения сельского хозяйства, защиты от наводнений, развития гидроэнергетики. За последнее десятилетие мировой уровень ежегодной официальной    помощи развитию водного сектора в развивающихся странах взрос примерно на 65% (до 8,6 млрд. долл.), и в перспективе ожидается его рост.

«Зеленое» финансирование. 

Дальнейшее развитие получит международное сотрудничество в сфере «зеленого» финансирования и экологически ответственного инвестирования. Продолжится формирование новой институциональной системы в этой области. В 2016 г. во многом благодаря усилиям Китая в рамках Большой Двадцатки (G20) была создана Рабочая группа по изучению вопросов зеленого финансирования (Green Finance Study Group, GFSG), а его продвижение стало составной частью финансового трека – важнейшего направления работы «двадцатки» и сотрудничающих с ней международных организаций.

В 2017 г. на саммите G20 в Гамбурге (Германия) основное внимание в данной сфере было сконцентрированного на проблеме выявления и количественной оценки экологических рисков, связанных с изменением климата. Последнее, в свою очередь, требует раскрытия соответствующей финансовой информации: это необходимо как для эмитентов ценных бумаг – заемщиков ресурсов для «зеленых» проектов, так и для финансовых посредников (инвесторов, банков-кредиторов, страховых компаний), а также для финансовых регуляторов, призванных оценивать экологические риски. В этих целях специально созданная в 2012 г. Рабочая группа Совета по финансовой стабильности (СФС) по раскрытию климатической информации (Task-Force on Climate related Financial Disclosure, TFCD) совместно с GFSG разработала рекомендации по включению экологической информации в общий пакет стандартной публичной отчетности для финансовых и нефинансовых компаний. Этот пакет был одобрен на саммите G20 в Гамбурге в качестве добровольных стандартов и включен в План действий (ActionPlan) на 2018 г.

Согласно рекомендациям информация должна охватывать: управление экологическими рисками, их учет в стратегическом и финансовом планировании, методы количественной оценки. При этом особое внимание уделяется раскрытию информации по отмеченным направлениям, полученной в результате различных прогнозных сценариев, включая сценарий ограничения роста приземной температуры воздуха 2 °C. Международным рейтинговым агентствам рекомендовано учитывать эту информацию при составлении кредитных рейтингов.

После опубликования стандартов, более 100 руководителей компаний с совокупными активами более 3 трлн. долл. высказались в поддержку данной инициативы. Группа экспертов Высокого уровня по устойчивому финансированию ЕС рекомендовала учесть стандарты при предстоящем в 2018 г. пересмотре Директивы ЕС по предоставлению нефинансовой отчетности (Non-Financial Reporting Directive).



Последнее обновление ( 11.12.2018 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo