Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Мальки спасут озёра. А что дальше?
Мальки спасут озёра. А что дальше? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
14.10.2019

Самая удачная программа по разведению рыбы действовала в Павлодарском Прииртышье ещё на закате Советского союза, отмечает собкор «КазахЗерно.kz». В конце 80-х годов прошлого века, на фоне разговоров о продовольственной программе, появилась идея подключить к программе промышленного разведения рыбы крупные предприятия региона. И тогда многое получилось, ведь металлургические предприятия, а застрельщиками разведения рыбы выступили под нажимом властей именно они, сбрасывают в Иртыш, хоть и очищенные, но всё-таки тёплые воды. И для доказательства чистоты уходящей в Иртыш воды заимели свои прудовые хозяйства, в которых выращивали карпа гигантских размеров. Поэтому речь шла о том, чтобы расширить эти прудовые хозяйства, научиться использовать потенциал и рыбные возможности Иртыша, пустить в дело многочисленные озёра, или как их называют чиновники, отшнурованные водоёмы. На областном уровне даже была принята специальная программа «Рыба».

Дело пошло, постепенно к столу горожан стала в магазинах появляться местная рыба, причём в разном виде. Речь уже шла о сотнях тонн карпа, карася, толстолобика, щуки. Хорошо заработало рыбное хозяйство со статусом рыбопитомника в Качирском районе. Но случился распад Союза, стала испытывать большие трудности сельскохозяйственная отрасль в целом, разумеется, некогда стало думать о рыбном хозяйстве, тем более что и промышленные гиганты области переживали не лучшие времена.

Уже в годы независимости Казахстана неоднократно предпринимались попытки оживить рыбное дело в области, пытались писать программы, заинтересовывать предпринимателей, однако без серьёзных финансовых вложений, без подгонки законодательства в сторону поощрения рыбоводства, сколь-нибудь заметных результатов достигать не удаётся и по сей день.

Нет, естественно, в области есть предприниматели, взявшие в аренду озёра, они пытаются хозяйствовать, выращивать рыбу в пойменных озёрах, были попытки реанимировать качирский рыбопитомник, но прорыва в отрасли достичь не удаётся. Хотя бы потому, что нет чётко проработанной программы развития рыбоводства на перспективу, предусматривающей какие-то субсидии, льготы, или хотя бы ясные правила игры в рыбном бизнесе. Например, зарыбляя озёра пойменной зоны, предприниматель не может рассчитывать на стопроцентный результат – во время разлива Иртыша рыба просто уходит. А затраты понесены, тем более что они обязательны для арендаторов озёр. Местная рыба на рынках города летом есть, это карась, линь, лещ и буффало, много щуки. Однако цены кусаются, и предпринимателей понять можно, им никак не помогают снижать или компенсировать затраты, нет и хороших бюджетных программ на уровне Минсельхоза, а если и есть, то практически невозможно выполнить предлагаемые условия участия в таких мини-программах или проектах.

Вот и варится рыбный бизнес области в собственном соку, мало прибавляя в главном – в поставках рыбы на прилавки городов и сёл области. А жаль, ведь Павлодарское Прииртыщье, если взяться за дело с умом, имеет большой потенциал, не хватает по-настоящему заинтересованного подхода со стороны властей. Которым больше понятны задачи в животноводстве, куда идут ясные и понятные субсидии, чем рыбное дело, о котором у большинства чиновников от сельского хозяйства довольно смутное представление.

Достигнув определенного объёма выращивания и продаж рыбы, хозяева водоёмов не могут идти дальше – слишком много барьеров на пути. Но зато теперь в области взялись за борьбу с зарастанием озёр, которое грозит заболачиванием водоёмов, и тогда вообще нельзя будет говорить ни о рыбе, ни об экологической пользе от водоёмов в целом. Регулярно в озёра области, а то и прямо в Иртыш запускают мальков рыб. В этом году запланировали выпустить не мене 156 тысяч сеголеток карпа. Почему именно карпа? Да просто потому, что эта рыба как раз питается тем, чем зарастают озёра без хозяйского подхода к ним.

Задача не из лёгких, ведь в рыбохозяйственный фонд Павлодарской области входит Иртыш и девять водоёмов республиканского значения, 265 озёр местного значения. К республиканским относятся Экибастузское водохранилище и восемь гидроузлов канала имени К. Сатпаева. 86 водоёмов местного значения закреплены за 32 пользователями. Оставшиеся озёра — в резервном фонде. Как видим, озёр под присмотром хозяев до обидного мало, какое уж тут промышленное рыбоводство…

Сейчас созданы благоприятные условия для того, чтобы изменить ситуацию. После разборок с хозяевами каскада гидроузлов выше по Иртышу, весенние попуски в Иртыш стали полноценными, пойма заливается в последние три-четыре года на 85-90 процентов, и люди сразу стали видеть хотя бы щекочущих ноги мальков у берега Иртыша. Да и местные учёные-ихтиологи отмечают, что на рыбохозяйственных водоёмах Павлодарской области улучшились в последнее время условия для нереста рыбы. Дополнительно каждый год по планам развития субъектов рыбного хозяйства предприниматели зарыбляют свои озёра. К примеру, в нынешнем году десять природопользователей выпустили в водоёмы 113,1 тысячи сеголеток карпа. Вроде бы и немного, но это довольно обременительные затраты для не слишком богатых хозяев озёр.

Естественно, особое внимание уделяют баянаульским озёрам Жасыбай и Сабындыколь, имеющим статус уникальных заповедных водных объектов. Хотя бы потому, что здесь благоустраивается курортная зона, в которую ежегодно вкладывают миллиарды тенге. И если даже эти жемчужины станут зарастать камышом или другой растительностью, то это уже совсем ни в какие ворота. В прошлые годы в баянаульские озёра, в том числе и в озеро Торайгыр, выпустили 172 тысячи мальков, каждый карп теперь около килограмма весит. Они уже выросли до килограмма каждый. Заняться зарыблением пришлось именно потому, что в последние годы озёра обильно зарастали растениями, оказывающими пагубное влияние на жизнедеятельность местной фауны. А рыбы – естественный регулятор чистоты озёр.

— Некоторые водоёмы только на первый взгляд кажутся чистыми, — говорит Асет Сыздыков, руководитель отдела животного мира облуправления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов. – Однако растительность находится во взвешенном состоянии, тем самым заполняет собой всё водное пространство. В особенности верхние, более прогретые слои воды. Пришлось принимать меры. И не просто так, а по рекомендациям учёных. Теперь зарыбление водоёмов проводится на основании биологического обоснования научных организаций, под наблюдением специально созданной рабочей группы. К примеру, Алтайский филиал Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства рекомендовал зарыблять озёра Биржанколь и Торайгыр сеголетками карпа. К делу подключили металлургического гиганта — АО «Алюминий Казахстана», металлурги в озеро Торайгыр заселили со всеми предосторожностями 25 тысяч сеголеток карпа, а в озеро Биржанколь за счет средств областного бюджета запущено ещё 65 тысяч мальков этой же породы.

По мнению специалистов управления водных ресурсов, формирование ихтиофауны озёр должно проводиться ценными видами рыб, способных рационально и эффективно использовать в своём рационе продукцию естественной кормовой базы водоёма. Карп, например, относится к типу безжелудочных рыб, он почти всеяден и способен кормиться практически без остановки. Соответственно, зарыбление молодью карпа и сиговых способствует восстановлению озёр. А сама рыба, достигнув определенных промысловых размеров, способна сделать более привлекательной зону отдыха, привлечёт и рыболовов-любителей, на платной основе, естественно.

— Зарыбляют и Иртыш. Вот и недавно в реку экологи «Евроазиатской энергетической корпорации» выпустили 40 тысяч карпят. По словам сотрудников предприятия, такую работу предприятие ведёт ежегодно. Для компенсации наносимого вреда, ведь тёплые воды, сбрасываемые ЕЭК в Иртыш, сильно вредят некоторым породам рыб. Кроме того, в водохранилища канала имени Каныша Сатпаева выпущено 88 тысяч сеголеток. Рассадочный рыбный материал традиционно покупают в карагандинском рыбопитомнике, вместо того, чтобы реанимировать свои, павлодарские. Говорят, что мальки с комфортом добрались спецтранспортом до озёр, специалисты утверждают, что выживаемость сеголеток – процентов 70. Всё это, конечно, хорошо, делаются попытки спасать озёра. Но выглядит всё это больше как некая благотворительность или наоборот обязательные мероприятия, связанные с законодательством об аренде водоёмов. А люди по-прежнему ждут большего – настоящей областной программы резкого подъёма рыбной отрасли. Программы, подтверждённой расчетами и солидными средствами. 

Её пока так и нет…

Источник: https://kazakh-zerno.net/161264-malki-spasut-ozjora-a-chto-dalshe/


 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo