Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow А вода-то для питья…
А вода-то для питья… Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
22.07.2020

В сёлах Павлодарской области не первый год идёт строительство водопроводов для улучшения снабжения населения чистой питьевой водой. Каждой год несколько сёл получают такие водопроводы в эксплуатацию, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

С другой стороны, сколько ещё можно строить эти водопроводы, дабы, наконец, дать чистую воду во все сёла Павлодарской области? Пока водопроводные башни и сети смонтированы и действуют примерно в 60 процентах сёл. Естественно, в малые сёла, где осталось по нескольку семей и бывшие отделенческие сёла умирают, никто воду не поведёт, как жили, так и будут доживать с колодцами во дворе. Но есть сёла из числа малых, бывших отделенческих, которые живут полнокровно, там есть крестьянские хозяйства, хотя бы начальные школы. Естественно, людям хотелось бы иметь хоть какие-то блага цивилизации, особенно свободный доступ к чистой питьевой воде.

Но всё идёт довольно неспешно, хотя деньги на строительство водопроводов выделяются регулярно очень большие, речь идёт о миллиардах тенге каждый год. Начинали ещё в начале двухтысячных годов, когда по инициативе Нурсултана Назарбаева в стране стартовала республиканская программа «Питьевая вода». Говорят, что в южных регионах это помогло достаточно быстро в той или иной степени решить проблему доступа сельчан к чистой питьевой воде. У нас всё шло так, как шло. Хотя ещё тогда заводили речь о строительстве в Павлодарской области Майского и Беловодского многокилометровых групповых водопроводов, берущих начало от Иртыша и подающих воду на очистные станции целого ряда сёл.

Деньги пошли, менялись подрядчики, приходилось пересматривать точки подключения к источникам воды, потому что в Майском районе эти источники оказались вдруг… не подтверждены, хотя на водовод уже шли огроменные деньжищи. Опять меняли проект, сейчас вроде бы дело идёт к завершению. Но сколько лет прошло, сколько денег бездарно закопали в песок, скольких недобросовестных подрядчиков накормили из республиканского бюджета! К сожалению, в этой ситуации правоохранители не разбирались, всё проходило по линии коммерческих споров. Странно.

При строительстве Беловодского группового водопровода, который прокладывали по сёлам Иртышского района, где множество сёл находятся вдали от Иртыша, в степной зоне, тоже всё шло, скажем так, не очень гладко. Менялись подрядчики, переносились сроки строительства, исправляли проект и сметную документацию, потому что строительство растянулось, а цены на материалы неуклонно шли вверх, да и аппетиты подрядчиков росли. Но постепенно и здесь как-то справились, второй год идёт подключение домов сельчан к основному телу водопровода. Причём, подключение идёт не всегда гладко, а тут ещё потребовалось специализированные организации для обслуживания водопровода создавать чуть ли не в каждом селе. Хотя основной идеей в области стало – передать водопроводы структурам Казводхоза. Но тут тоже возникло немало трудностей и в ряде районов создаются специальные районные коммунальные предприятия, на баланс которых передают водопроводные сети сёл.

Конечно, групповые водопроводы такого масштаба помогли в значительной степени решить проблему, но далеко не полностью, потому что тут идёт речь лишь о двух сельских районах области. А сельчане остальных районов тоже ждали помощи от государства. Но программа «Питьевая вода» кончилась, велено было изыскивать средства на водопроводы из других источников. Республика придирчиво изучала каждый водный проект. Дело опять пошло неторопливо, хотя за качество воды в сельской местности область крестили на чём свет стоит на всех уровнях.

Потом программа вернулась под другим названием. Опять стали требовать проекты от районов, которые надо было исхитряться оплатить из районного бюджета, в смысле проектную документацию самим изготовить и обосновать запасы ископаемой воды. Потом проекты ждут одобрения на уровне областных структур, а затем проходят сито уже в республиканских ведомствах. Дополнительный мотивирующий толчок к продолжению строительства водопроводов в сёлах Павлодарского Прииртышья регион получил при посещении в прошлом году области президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Президент прямо сказал, что обеспечение павлодарцев 100-процентным доступом к чистой питьевой воде должно стать стратегической задачей местных органов власти. И строительство значительно оживилось, село за селом стали подключать к надёжным водоисточникам, к чистой воде. Надо полагать, потребуется ещё несколько лет, чтобы поставить окончательную точку в решении проблемы, растянувшейся на десятилетия.

При этом намечается странная тенденция – жители сёл области, оказывается, зачастую совершенно не понимают, для чего строились эти водопроводы. А потому каждое лето возникают сложности с водообеспечением. Недавно, для примера изучал ситуацию в Щербактинском районе, и она характерна для других районов, где сельчане уже привыкли пользоваться водой из глубинных скважин. Особенно заметны недоразумения в районном центре, где самая длинная в районе водопроводная сеть. Водопровод здесь сдали лет 13 назад, и всё поначалу было прекрасно – люди постепенно подключались к трубам с чистейшей питьевой водичкой. Без проблем получали её, возникали, правда, трудности с оплатой услуги, да и сейчас возникают – сельчанам подолгу приходится внушать, что за услуги всё-таки надо платить. Но это можно отнести к издержкам роста.

Теперь другая проблема – каждое лето у значительной части сельских жителей, подключившихся к водопроводам, стала пропадать вода. Жалобы на это идут постоянно. И здесь, конечно же, не виноваты водоснабжающие организации, работающие добросовестно. Дело в самих сельчанах. Они вдруг решили, что можно использовать чистейшую пресную воду, питьевую и более чистую, чем бутилированная – для полива огородов. В самом деле, ведь никто из них не додумается покупать бутилированную воду в магазине и потом поливать ей участок, а вот чистейшую воду из скважины – льют. Это при том, что, как мне помнится, ещё в советское время отличную на вкус воду из щербактинских глубинных (до 120 метров) скважин собирались бутилировать и продавать как минеральную столовую воду. Даже в министерских кабинетах собрали с пяток десятков подписей – разрешающих и согласовывающих. Но СССР пришёл конец, а вместе с ним и этим наполеоновским планам. Но качество воды осталось отменным, а её кто-то решает использовать для технических нужд. При этом норовят нелегально подключаться, а то по счётчику получается накладно.

То есть, что у нас получается в остатке: раньше сельчане для полива рыли собственные колодцы до первого водоносного слоя, устанавливали небольшие моторы – и поливали. Теперь порешили орошать грядки чистейшей питьевой водой. Естественно, в разы увеличился расход воды, и имеющиеся водонапорные башни не успевают обеспечивать резко возросший расход. В результате значительная часть сельчан днём остаются совсем без воды. Неужели теперь параллельно с питьевыми водопроводами, придётся строить водоводы с водой технической, для полива? Вряд ли кто-то на это пойдёт, но ситуация, тем не менее, требует какого-то решения, согласитесь. А то ведь получается так, что вместе со строительством водопроводов – дорогостоящим и трудозатратным – мы одновременно порождаем проблемы.

Источник: https://kazakh-zerno.net/169324-a-voda-to-dlja-pitja/

Последнее обновление ( 02.08.2020 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo