Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Водная дипломатия: на основе права, взаимоуважения и учета интересов сторон
Водная дипломатия: на основе права, взаимоуважения и учета интересов сторон Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
03.12.2020

«Двигаться вперед на основе всеобщего права и ответственности» — под таким названием на сайте Государственного комитета водного хозяйства Туркменистана опубликовано интервью с начальником научно-исследовательского отдела института «Туркменводопроект», кандидатом технических наук Гурбаном Хоммадовым.

Приводим сокращенный обзор этой публикации, в которой детально рассматриваются задачи и принципы водной дипломатии Туркменистана и укрепления совместного управления водными ресурсами в Центральной Азии.

Обозначая суть вопроса, эксперт отметил, что почти вся используемая в регионе вода поступает из двух главных рек – Сырдарьи и Амударьи, формирующихся в странах верховья – Таджикистане и Кыргызстане, что позволяет им совмещать сельскохозяйственные и гидротехнические аспекты водопользования с гидроэнергетическими.

Расположенные в низовье Туркменистан, Узбекистан и Казахстан являются главными пользователями вод этих двух крупных трансграничных рек для орошаемого земледелия. И если рассматривать Центральную Азию в целом, то в регионе нет недостатка в воде.

Суть вопроса — в справедливом распределении водных ресурсов между пятью государствами и в низкой эффективности существующих координационных механизмов. Создающийся в этой связи дефицит воды и снижение качества речного стока ограничивают решение социально-экономических и экологических проблем, что вызывает определенные разногласия.

— Эта проблема существовала всегда и, главным образом, в форме инженерной задачи: как доставить воду в нужное место. Можно сказать, что история водных отношений до недавнего времени была историей ирригации, — говорит ученый.

По мере интенсификации водопользования проблема начинает все больше представать и как экологическая, что впервые сделало воду предметом международного права и международных отношений. Для региона ЦА символом этого этапа стала проблема Аральского моря. Таким образом, начиная с последней четверти 20 столетия, сущность и характер водных отношений начинают резко и кардинально меняться. Главным их содержанием становится вопрос о собственности на воду.

— Образование новых независимых государств в Центральной Азии вызвало необходимость решать различные вопросы трансграничного характера и наиболее сложным стал вопрос распределения водных ресурсов. Отправной точкой переговорного процесса между Центральноазиатскими государствами в сфере использования водных ресурсов трансграничных рек стало Ташкентское заявление, сделанное в 1991 году, о совместном использовании водных ресурсов на общих принципах, с учетом интересов всех сторон, — рассказывает Хоммадов.

В 1992 году в Алма-Ате (Казахстан) было подписано соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» и по соглашению была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). В ее задачу входило осуществление сотрудничества в сфере совместного управления водными ресурсами. Затем к решению имеющихся вопросов подключились международные и региональные организации – ООН, ОБСЕ, СНГ, Международный фонд спасения Арала.

Но, несмотря на все принятые соглашения в этой области, вопросы, связанные с водой, с повестки дня не снимаются. Соответственно, выработка механизма, учитывающего интересы всех стран Центральной Азии, в том числе с использованием водно-энергетического потенциала, остается в числе приоритетов государств региона.

— Для Туркменистана, в частности, важным является вопрос совместного с Узбекистаном управления, рационального использования и учета водных ресурсов реки Амударья, — отметил специалист.

Он подчеркнул, что Туркменистан на протяжении всех лет своего независимого развития выступает за объединение усилий стран региона в целях сохранения и рационального использования водных ресурсов. Позиция страны – решать проблемы водопользования на основе общепризнанных норм международного права, взаимного уважения и учета интересов всех государств региона при участии специализированных международных организаций.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов призывает объединить усилия на общей мировоззренческой платформе, принципах обеспечения равного и справедливого доступа к водным ресурсам как обязанности каждого государства. «Второстепенные, локальные интересы должны уступить место пониманию общерегиональных целей и приоритетов и выработке на этой основе единой стратегии действий на долгосрочную перспективу», — считает туркменский лидер.

Таким образом, водная дипломатия как политико-дипломатическая форма многостороннего международного диалога является для нейтрального Туркменистана определяющей в этой области.

На конференции РИО+20 глава Туркменистана предложил выделить Аральскую проблематику в отдельное направление деятельности ООН, назвав его Специальной программой ООН для стран бассейна Аральского моря.

На 7-ом Всемирном водном форуме в городе Тэгу (Республика Корея) глава Туркменского государства выступил с предложением разработать долгосрочную Специализированную программу ООН по водным вопросам, а в связи с последствиями изменения климата для Центральной Азии – создать под эгидой и при активном участии ООН Региональный центр по технологиям, связанным с изменением климата. Отдельным направлением деятельности этого центра могла бы стать водная проблематика.

В контексте последовательной реализации водной дипломатии, Туркменистан стал инициатором принятия Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 и в мае 2019 года Резолюций о сотрудничестве между ООН и МФСА.

— Непосредственно усилению партнерства Туркменистана с ООН служит то, что наша страна, присоединилась к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, — комментирует Хоммадов.

Возвращаясь к вопросу совместного управления и учета водных ресурсов Амударьи Туркменистаном и Узбекистаном, он уточнил, что водопользование по этой реке между республиками Средней Азии во времена союзного государства распределялось в соответствии с протоколом заседания Научно-технического совета Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 1987 года. Все пункты протокола были согласованы и приняты всеми республиками.

— Уважая сложившуюся структуру и принципы распределения водных ресурсов межгосударственных водных источников независимые государства Туркменистан и Узбекистан в январе 1996 года подписали Соглашение по разделению воды реки Амударья по приведенному стоку гидропоста Керки по принципу 50\50. Соглашение 1996 года стало основой для подписания в марте 2017 года Соглашения между министерствами сельского и водного хозяйства Узбекистана и Туркменистана о сотрудничестве по водохозяйственным вопросам, а также других соглашений, касающихся совместного использования водных ресурсов в низовьях Амударьи и водохозяйственных объектов, — пояснил ученый.

На фоне пандемии ситуация в Приаралье обостряется и необходима большая предметность, конкретная практическая помощь и поддержка живущим там людям.

— В мае 2021 года в рамках очередной сессии ЭСКАТО Туркменистан представит первоначальный проект концепции и структуры будущей Специальной программы по Аралу и призывает все государства и заинтересованные международные организации к обсуждению этих документов — сказал Хоммадов.

В контексте разговора он также отметил, что следующий год по инициативе Туркменистана объявлен ООН Международным годом мира и доверия.

— Мир и доверие – необходимые условия и для решения водных проблем. Ведь водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и во многом от их разумного и справедливого использования зависят стабильность и благополучие всего региона. На основе мирного и конструктивного диалога и взаимного доверия необходимо сохранять эффективный и рациональный подход, ответственное отношение и совместные действия в рамках регионального сотрудничества в сфере управления водными ресурсами и их сбережения, — подытожил Гурбан Хоммадов.

Источник: https://orient.tm/vodnaya-diplomatiya-na-osnove-prava-vzaimouvazheniya-i-ucheta-interesov-storon/

Последнее обновление ( 11.12.2020 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo