Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Хлопок может разорить фермеров Таджикистана
Хлопок может разорить фермеров Таджикистана Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
28.11.2022

Нынешний урожай может стать последним, если дехканам не начнут платить адекватные деньги.
В Таджикистане близится к завершению сезон сбора хлопка. В этом году, согласно статистике, «белое золото» посадили на площади 186 тыс. гектаров. Прогнозируемый урожай – 425 тыс. тонн. Но он может стать последним, если дехканам не начнут платить адекватные деньги.

Для кого выгоден хлопок?

План может быть достигнут при урожайности 22,9 центнеров с 1 га. На сегодняшний день в Таджикистане собрано около 80% урожая. Согласно прогнозам экспертов, в этом году его может быть больше запланированного. 

Между тем, Таджикистан получает хорошую прибыль от экспорта хлопка-волокна. По информации Таможенной службы, за 9 месяцев 2022 года экспорт хлопка-волокна превысил 68 тыс. тонн, выручка составила более $189 млн. За аналогичный период прошлого года Таджикистан продал больше хлопка, но за меньшую сумму – 72 тыс. тонн за $135 млн. 

Это произошло из-за повышения цен на хлопок на мировом рынке. 

Однако это никак не отражается на доходах фермеров – производителей хлопка. Вся маржа уходит в карманы закупочных компаний.

Фермеры Таджикистана на грани банкротства

- Все хватит, я больше не буду сеять хлопок, будь он проклят, - жалуется фермер, которому заплатили по 7 сомони за килограмм сортного хлопка. 

Цены на хлопок в мире растут, а Таджикистан сокращает посевы

- Нет, собрал больше 23 тонны с 10 га. Мне закупочная компания заплатила 161 тыс. сомони, но не сразу, а по частям. Я потратил 16 тыс. сомони за 1 га. Кроме гузапаи (корневище) мне практически ничего не осталось, - говорит фермер.

Жалобы фермеров-хлопкоробов звучат повсюду, включая соцсети. 

Один из них перечислил следующие расходы: 

«1 кг семян хлопчатника - 10 сомони, мешок селитры в сезоне - до 610 сомони, дизельное топливо - 13-14 сомони за литр, кроме этого - земельный налог, социальный налог, налог на доходы, хотя их не существует, плата за водопользование, обработка земли техникой, посадка, прополка, тяжелая работа под жарким летним солнцем, наконец, плата за сбор хлопка. Но в итоге прибыль фермера равна нулю!».

Другой говорит о недостатке поливной воды:

«Фермеры на грани банкротства - на каждый килограмм хлопка бедные дехкане потратили по 14 сомони, а сегодня один килограмм хлопка стоит 7 сомони. Цена на удобрение и топливо космические, и фермеры остались в невероятных долгах. В дополнение к этому недостаток поливной воды стал настоящим кошмаром. 

Почему ничего не делается для поддержки фермеров, ведь они приносят пользу госбюджету? Закупочные компании приобретают хлопок у фермера по дешевой цене и продают дорого. Это нечестно!».

Фермеров заставляют заниматься хлопком

Если это так невыгодно многим фермерам, то тогда почему они занимаются хлопководством? 
Ответ на этот вопрос дают они сами: их заставляют местные власти. 

Хотя по закону о ДФХ производитель сельхозпродукции свободен в своем выборе выращивания сельхозкультур, в реальности это не совсем так. На практике, каждый фермер должен треть своего поля засеивать хлопком и получить справку у хлопкозаводов о том, сколько хлопка он сдал этому предприятию. 

А что будет, если отказаться от выращивания хлопка? Тогда фермер лишится поддержки властей и в дальнейшем ему создадут помехи в развитии его хозяйства. 

Никто не может запретить фермеру не продавать свой хлопок за бесценок, но у многих нет складов и площадок для хранения. Поэтому они вынуждены сразу сдавать собранный урожай компаниям. 
Закупочные фирмы очищают купленный хлопок на заводе, с которым у них есть договор, или сами владеют хлопкоочистительными предприятиями. После первичной переработки с 1 тонны хлопка, в зависимости от сортов, получают 300-400 кг волокна, которые идут на экспорт по цене $2,5-2,7 за килограмм. Закупщику остаются побочные продукты – семена, линт, шелуха и другие, которые реализовываются на внутреннем рынке. Например, килограмм линта для матрацев в торговых точках стоит 20-25 сомони. А из семян получается масло; шелуха и масло тоже дорого стоят. 

Таким образом, производителю достаются вершки, посреднику, переработчику и экспортёру – корешки. 

Экспорт хлопка опережает его переработку

Если Таджикистан сейчас продает свой хлопок по $2500 за тонну, то в случае переработки и производства тканей и одежды из хлопка, прибыль может увеличиться в 5-7 раз. 

По данным Министерства промышленности и новых технологий, в стране функционируют около 30 предприятий текстильной промышленности, общая перерабатывающая мощность которых составляет до 70 тысяч тонн хлопка-волокна в год. Однако этими предприятиями перерабатывается лишь порядка 20 тысяч тонн сырья в год.

Цены на текстильную продукцию в мире выросли еще больше, чем на волокно. Поэтому эксперты как отечественные, так и российские советуют Таджикистану продолжать реализацию программы по развитию внутренней переработки хлопка в более сложные изделия.

В этом случае у закупочных предприятий будет возможность платить дехканам больше. 

По словам фермеров, если они будут получать по 12-14 сомони за килограмм выращенного хлопка (а не 7, как сейчас), это даст им возможность получить небольшой доход. А снижение цен до 7-8 сомони обанкротит их хозяйства. 

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo