Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Ни статуса, ни охраны
Ни статуса, ни охраны Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
22.07.2013
Стратегический канал им. К. Сатпаева просит помощи и защиты.


Ситуация была не совсем обычной. На прием к акиму области Ерлану Арыну, проводившему выездную встречу с жителями поселка Шидерты, расположенного на трассе канала им. К. Сатпаева (Иртыш – Караганда), записался бывший директор павлодарского управления этой искусственной водной артерии, а ныне советник руководителя данного производства Леонид Баталов. У главы исполнительной власти региона ветеран пришел просить поддержки… сохранить канал в нормальном, рабочем состоянии. И далее в обстоятельном рассказе Леонид Иванович поведал акиму, а затем и прессе о наболевшем.

Но прежде, чем перейти к озвученным проблемам, необходимо рассказать о канале – особо стратегическом объекте РК протяженностью 458 км. Эта цифра – усредненная, так как у канала появились ответвления, и уже есть проекты удлинить данную рукотворную реку с тем, чтобы перебросить воды Иртыша через Центральный и Западный Казахстан в Аральское море. Но и сегодня, подавая воду экибастузскому топливно-энергетическому комплексу, Темиртаускому и Карагандинскому промышленным регионам, в Астану, а также осуществляя компенсационные, экологические попуски в Шидертинско-Олентинской природной зоне Павлодарской области, канал в последние годы увеличил отпуск воды с 254 млн. до 508 млн. кубометров. То есть значение данного гидротехнического сооружения, которое не один десяток лет исправно выполняет свою работу, очень велико. Исходя из этого канал им. К. Сатпаева всегда имел особый статус. Его, а также юридического лица он был лишен в 2011 году, когда произошла реорганизация водной структуры страны. Тогда было создано РГП «Казводхоз», которому жестко подчинили канал. Какая в этом была необходимость – вопрос остается открытым.

– Руководство нашего Павлодарского управления эксплуатации РГП «Канал имени К. Сатпаева» сегодня не имеет права самостоятельно решить ни одного вопроса, – говорит Л. Баталов. – Каждую бумажку необходимо согласовывать в Караганде и Астане. Так мы работать не можем. Оборудование канала за более чем 40-летнюю нагрузку очень сильно поизносилось, требует модернизации и замены. В результате возникают нештатные ситуации, когда необходимо оперативно устранять аварии. Но это требует согласования наверху – и по заявкам на материалы, и по финансам. А ситуация и время не ждут.

На прошедшей конференции коллектив нашего предприятия постановил обратиться в вышестоящие органы страны, чтобы ситуация с управлением каналом и его статусом была приведена в нормальное состояние.

У генерального директора РГП «Казводхоз» Л. Баталов уже побывал и, по словам ветерана, нашел понимание. Ему даже было обещано, что павлодарские эксплуатационники получат некоторые полномочия РГП в части обслуживания канала, оборотные средства и право иметь собственную печать. Это уже хорошо. Хотя, как представляется, полумерами и усеченными полномочиями кипу проблем канала не решить. В частности, по модернизации и реконструкции его энергосистемы, трансформаторного хозяйства, связи, насосно-силового оборудования. То есть необходимо кардинальное решение вопросов канала на уровне Правительства.

…На встречу с акимом области Леонид Баталов пришел не с одной проблемой. По мнению советника и специалистов управления, канал им. К. Сатпаева необходимо исключить из республиканского перечня рыбохозяйственных субъектов (водо­емов). Дело в том, что сегодня канал с его водохранилищами – особо охраняемая зона питьевой воды и ее стратегических запасов – стал местом массового и даже промыслового (с сетями) лова рыбы.

– По сравнению с прежними годами, когда наполнялись все водоемы этого гидротехнического сооружения, водный поток канала сегодня снизил интенсивность своего течения, да и уровень воды упал, – рассказывает Л. Баталов. – В итоге в русле этой искусственной реки начали разрастаться водоросли. Растут они и в водохранилищах. Для этого мы зарыбляем водоемы растительноядными рыбами. Но тысячные «армии» рыбаков, ссылаясь на разрешительное постановление Правительства (зачастую вообще игнорируя всех и вся), хищнически вылавливают рыбу, сводя наш труд к нулю. Да и посмотрите, во что превратили берега канала и водохранилищ десятки, если не сотни, машин, которые зимой выезжают на лед крупных водоемов. Это полчище добытчиков рыбы оставляет после себя, в том числе и на льду, мусор и грязь! Но ведь это – объект питьевой воды! По которому, так как нет надлежащей охраны, шастают все кому не лень! Такого не должно быть! Если населению нужна рыба, то мы сами готовы в разумных, не в ущерб каналу, пределах организовать ее лов и реализацию в торговой сети. Но стихийная рыбная ловля, торговля разрешениями на вылов рыбы кому-то важней, чем благополучие канала.

При этом имущество канала толком не охраняется, так как прежнюю службу охраны упразднили, а новую надлежащим образом не создали.

Таким образом, канал им. К. Сатпаева практически низведен до роли и уровня предприятия водоснабжения заштатного города. Хотя от прокачиваемой им воды зависит благополучие многих регионов. И еще стольких же, если не больше, в перспективе. Так почему же к этому стратегическому объекту такое недальновидное отношение? Или кто-то надеется, что засушливые регионы Казахстана задаром напоят воды Оби и Волги?

Сергей ГОРБУНОВ


Последнее обновление ( 22.07.2013 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo