Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Почему истощаются реки в Башкирии?
Почему истощаются реки в Башкирии? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
22.07.2013
Не первый год жители Башкирии наблюдают печальную картину: мелеют и зарастают реки, озёра и водохранилища. Специалисты констатируют ухудшение качества поверхностных вод. Только ли климат всему виной? Об этом мы беседуем с Владимиром Горячевым, начальником отдела водных ресурсов Камского бассейнового водного участка по Башкирии.


 
Сточная Белая

- В каких реках и озерах вода чище?

- Если сравнивать две главные реки республики, то вода чище в Уфимке, она соответствует в среднем второму-третьему классам качества. На Белую сильно влияет маловодье, из-за обмеления и стоков промышленных предприятий класс качества в этой реке ухудшился в последние годы до четвертого, хотя в 2011 г. он повышался до третьего. Есть в Башкирии родники с очень чистой водой, такие, как Красный ключ в Нуримановском районе. Его даже рассматривали ранее в качестве альтернативного источника водоснабжения Уфы. Правда, во время половодья качество в нём всё-таки ухудшается, вода становится мутной. Крупные водохранилища даже чище, чем основные реки, поскольку благодаря большой глубине способны к самоочищению. Самый напряжённый водохозяйственный участок в Башкирии – от Белорецка до Стерлитамака по Белой. Здесь водность низкая, а стоки сбрасываются мощные, забор воды для питьевых и хозяйственных нужд существенный. Если бы мы не компенсировали низкий приток Белой запасами водохранилищ, то она состояла бы почти из промышленных стоков. Благодаря Нугушскому и Юмагузинскому водохранилищам Стерлитамак имеет бесперебойное водоснабжение.

- Только ли изменение климата - причина обмеления? Можно ли повернуть вспять этот процесс?

- Главный фактор – это всё-таки цикличность климата, когда многоводные периоды сменяются маловодными. Другая причина – недостаточность лесов, естественных регуляторов водности. Наукой доказано, что если лес занимает не менее половины территории региона, то уровень водности более или менее стабилен в течение года. Сейчас что происходит? В средний по водности год по Башкирии протекает 35 кубокилометров воды, в маловодный год – 5. Во время паводка 80% воды утекает из республики вниз по течению. Забираем на различные нужды 0,845 куб. км. Сколько остаётся в реках, подсчитать нетрудно. Поэтому мы вынуждены создавать водохранилища, чтобы сохранять баланс, хотя они тоже теряют воду во время засухи из-за испарения. Если бы у нас, как в Финляндии, 70% территории покрывали леса, то водохранилища и не понадобились бы. Раньше действовали госпрограммы по облесению территорий. Мы обращаемся в Минлесхоз РБ, рекомендуем заняться этим, но нам отвечают, что нет денег.

- Почти все предприятия имеют очистные сооружения, почему же стоки по-прежнему травят реки?

- Сегодня большинство очистных сооружений на предприятиях работают неэффективно, так как построены в советское время, когда действовали другие нормативы, не было тех технологий очистки, которые есть сейчас. Многим не поможет реконструкция, надо строить новые. А пока 63% стоков попадают в реки загрязнёнными. Хотя новые технологии очистки позволяют доводить качество сбрасываемых вод хотя бы до проектных показателей. Тем не менее, только 8 из 153 действующих очистных сооружений достигают этого. «Полиэф», например, построил новые биологические очистные сооружения, которые сейчас работают эффективно. Таких же результатов достиг Стерлитамакский водоканал. МУП «Уфаводоканал», напротив, вложил огромные средства в БОС, но нужных результатов не получил.

- Как обмеление рек влияет на работу предприятий и водоканалов? Что делается для предупреждения критических ситуаций?

- В маловодные периоды промышленные водозаборы Кумертау, Салавата в то время, когда не было водохранилищ, перегораживали реку, делали подпор в меженный период, так как водозаборы не работали. Бывший тогда «Салаватнефтеоргсинтез» строил низководную плотину. В Зирганском питьевом водозаборе, когда вода уходила, уровень даже подрусловых скважин падал так, что приходилось тоже подпор делать. Южный питьевой водозабор Уфы тоже зависит от обмеления. В 2010 году 10 его скважин остановились. ТЭЦ-2 была вынуждена привезти баржу, установить на неё насосы и подкачивать воду – и всё пришлось снизить объём выработки. В прошлом году ситуация несколько улучшилась за счёт подпитки из Павловского водохранилища, которое обеспечивало приток реки Уфы не меньше 120 кубометров в секунду зимой и 150 – летом. То же происходит сейчас. Естественная приточность Уфимки уменьшается с каждым днём. По данным на 2 июля она составляла 115 кубометров в секунду, что уже служит основанием для остановки работы водозаборов. Этого не происходит только благодаря регулируемому сбросу с Павловского водохранилища.

Пруд проблем

- Многие руководители промышленных компаний, водоканалов оправдывают медлительность в решении природоохранных проблем слишком жёсткими нормативами очистки стоков, несовершенством законодательства... Насколько их жалобы оправданны?

- Большинство работающих сегодня предприятий построено в военные и послевоенные годы. Многие в таком виде работают до сих пор. Модернизация идет медлённо. Владельцы, как правило, гонятся за быстрой прибылью, распределяя её не в пользу экологических мероприятий. Достичь нормативной очистки можно, но для этого нужны немалые вложения. К сожалению, не все готовы на это, даже если позволяют доходы.

- Поднимается вопрос о необходимости разработки и принятия региональных нормативов. Что они изменят?

-  Природа каждого региона имеет свою специфику. Для Зауралья Башкирии характерна высокая концентрация в металлических руд. Реки, протекая по богатым металлами ландшафтам, окисляют их и вымывают. Поэтому так называемый природный фон может характеризоваться повышенным содержанием некоторых элементов. Всё это можно отследить. Я согласен, что нужно устанавливать региональные нормативы, которые бы учитывали специфику природного фона. Но пока в России их нет ни в одном субъекте. Этот вопрос надо поднимать на законодательном уровне.

- Какие уроки преподал паводок-2013?

 - В прошлом и этом году во время паводка нам создали больше проблем малые реки, на которых расположены небольшие водохранилища, пруды. Пока они никак не регулируются. Создана комиссия по безхозяйным ГТС, но это лишь начало долгого пути. Для каждого объекта надо разработать правила использования.

- Как-то в вы затронули проблему несанкционированных построек на берегах водоемов. Как они влияют на качество поверхностных вод?

- Результаты прошлогодних проверок показали, что незаконные строения есть вокруг всех крупных водохранилищ. Как правило, их владельцы получают разрешения на строительство в муниципальных администрациях, но не выполняют экологические требования: не устанавливают очистные сооружения, канализационные стоки напрямую сливают в реки. Многие делают шамбо и на этом успокаиваются. Но, во-первых, их нельзя делать в прибрежной зоне. А во-вторых, у собственника должен быть договор со специализированной организацией, регулярно очищающей шамбо. Если выявляются нарушения, владельцев штрафуют или выписывают предписание на снос строения. Такие прецеденты есть.

- Как выглядит наша республика по состоянию водоёмов на фоне других регионов ПФО?

 - В каждом свои проблемы. Например, в Ижевском водохранилище, с которого осуществляется питьевой водозабор, развиваются сине-зелёные водоросли, и местные власти вкладывают большие средства в борьбу с ними. В Перми на порядок больше водных ресурсов, чем у нас и с качеством рек проблем меньше. В Кировской области много леса, нет такого обмеления водоёмов, как в Башкирии. Но Кирову создаёт проблемы Череповец, где расположены старые производства с неэффективной системой очистки сбросов. Среди регионов, входящих в Камский бассейновый совет, Башкортостан – самый маловодный. В ПФО хуже, чем у нас, обстоят дела в Оренбурге.


Источник:www.journalufa.com
Последнее обновление ( 23.07.2013 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo