Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Что будем пить в ближайшие годы?
Что будем пить в ближайшие годы? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
20.08.2013
Принято считать, что, если на человека в год приходится меньше 1,5 тыс. кубов воды, страна бедна водными ресурсами. В нашей стране этот показатель незначительно больше, поэтому Украина занимает последнее место в Европе по водообеспечению. 1270 наших населенных пунктов живут на привозной воде, а с численностью населения 100 тыс. человек получают воду по графику. Но при огромнейшем дефиците воды в Украине самые большие нормы водопотребления — в 2 — 2,5 раза больше, чем в европейских странах. Правда, количество не перешло в качество. 

17 млн. химвеществ

«В мире зарегистрировано 17 млн. химических веществ, которые могут поступать в объекты окружающей среды и воду в частности, — говорит заведующий лабораторией водоснабжения Института гигиены и медицинской экологии им. А. Марзеева Вячеслав Прокопов. — И ежегодно это количество пополняется 200 — 1 тыс. новых синтезированных веществ. Они не все могут присутствовать в сточных водах и тем более водоемах — все зависит от видов промышленности, которая сбрасывает свои сточные воды в поверхностные водоемы. В воде может находиться около 1 тыс. этих загрязнителей». 
Какое количество веществ содержит вода, текущая из наших кранов, узнать непросто. Покидает очистную станцию она одного состава, а, пробежав несколько километров по старым водоводам, может оказаться совсем иного. «Поэтому академик Гончарук говорит, что у нас из сети водоснабжения идет техническая вода, — продолжает эксперт. — Но я категорически возражаю против такого термина. Это неправильно. Вода бывает не самого высокого качества, но я бы сказал, что она негарантированного качества. Но не техническая. Я, например, ее пью». 

От чего зависит качество? 

Ответ на этот несложный вопрос даст, пожалуй, любой человек: от водных источников, из которых она черпается, от качества водопроводных очистных сооружений, от состояния сетей и санитарных требований. Но только специалисты знают, каково истинное положение дел…
«В поверхностных водоемах, которые используются для питьевого водоснабжения, качество воды второго-третьего класса, а приоритетными загрязнителями являются микроорганизмы, соединения азота, нефтепродукты, фенол и органические вещества, особенно это характерно для днепровского каскада, — рассказал Вячеслав Прокопов. — Подземные воды Украины являются некондиционными в основном за счет минерального состава как природного, так 
и антропогенного происхождения. Чаще всего некондиционной вода становится по общей жесткости, минерализации, при-сутствию железа, фторидов, нитратов, магния, фтора и, наконец, аммиака. Концентрации порой превышают нормативы в 3 — 5 раз. По химическим показателям в целом по Украине некондиционными являются 10 — 12% воды, по микробиологии 4 — 6%, но в отдельных регионах, как Донецк и Луганск, используют воду, которая на 70 — 80% некондиционна по минеральному составу».
Его коллега Валерий Кравченко говорит, что лишь 10% подземной воды соответствуют новым ГСанПиН. И то с натяжкой. Вся остальная подземная вода, откровенно говоря, не соответствует требованиям, в первую очередь из-за повышенной минерализации. Обусловлено это тем, что мы очень интенсивно используем подземные горизонты.
При этом, уверены эксперты, плохая очистка воды может только ухудшить качество, а не улучшить его. Например, чрезмерное хлорирование приводит к образованию опасных канцерогенных производных. Передозировка в пропорциях может приводить к остаточным концентрациям алюминия, а это уже нейрогенный яд, который вызывает заболевания нервной системы, вплоть до развития дебилизма у детей при беременности будущих мам. Более того, если верить Всемирной организации здравоохранения, 80% известных заболеваний напрямую связаны с качеством питьевой воды. Из-за употребления плохой воды люди страдают от сердечно-сосудистых заболеваний и желчнокаменного недуга.

Новые ГСанПиН

Зато в Украине уже два года как вступили в силу новые санитарные нормы питьевой воды. Если на заре независимости соотечественники пили воду, соответствующую ГОСТу «Питьевая вода» от 1982 года (он включал 28 показателей контроля качества). В 2002 году появились новые стандарты, которые оценивали воду по 54 критериям (в том числе органолептичес-кие показатели, жесткость, мутность, содержание бария, фтора, хлороформа, четыреххлористого углерода, хлорфенола), что немного приблизило Украину к стандартам Всемирной организации здравоохранения. Правда, она в это время уже оценивала качество воды по 95 критериям.
Новыми ГСанПиН 2.2.4-171-10 на питьевую воду, которые вступили в силу с 1 июля 2011 года, Украина предприняла еще одну попытку догнать Европу по качеству воды. Правда, не сразу, а к 2020 году. «Существующие технологии очистки воды, особенно днепровского бассейна (а это водоснабжение 80% населения), не позволяют очистить воду до требований новых ГСанПиН», — говорит директор ГП «НИКТИ ГХ» Валерий Кравченко. Переход на новые нормативы потребует переоснащения очистных станций и замены водоводов, что выльется в колоссальные расходы и потянет за собой рост стоимости воды, и не только питьевой. Очевидно, провести перевооружение в мгновение ока невозможно. «Поэтому нам пошли навстречу и дали отсрочку основных показателей, по которым пока не можем обеспечить качество воды. Но отсрочка всего 10 лет», — говорит он. 
До 1 января 2015 года в Украине планируется ввести в контроль качества питьевой воды дополнительные санитарно-химические показатели, такие как нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, анионные, неорганические компоненты (кобальт, никель, селен, хром общий), органические компоненты (бензапирен, дибромхлорметан, пестициды 1,2, пестициды 1,3 (сумма), тригалогенметаны (сумма). До 10 января 2020 г. дополнить его такими показателями, как летучие фенолы, хлорфенолы, санитарно-токсикологические показатели и неорганические компоненты: бериллий, бор, стронций, сурьма; цианиды, органические компоненты: бензол, тетрахлоруглерод, трихлорэтилен и тетрахлорэтилен, общий органический углерод. Ну а пока будем пить воду, соответствующую предыдущему стандарту. 

Как избавиться от дефицита?

Но уже скоро перед страной может встать другая проблема — истощение запасов питьевой воды. Собственно, она уже чувствуется, например, в Крыму, где из-за стихийного потребления воды из подземных источников водный горизонт опустился до предела, а то и вовсе исчез. А учитывая, что водных запасов на планете с каждым годом остается все меньше, впору задуматься над тем, что дальше пить будем.
«Хотим мы или нет, но рано или поздно нам придется обратиться к альтернативным источникам водоснабжения, таким как морская вода или подземные воды, которые нужно будет переводить в пресные, — считает Вячеслав Прокопов. — Сегодня в мире уже работают 14 тыс. крупнейших станций по деминерализации воды, которые в сутки обрабатывают до 1 млн. кубов. Они есть и в Европе (Австрии, Испании), очень много их в Китае, США. Второй источник — деминерализация шахтных вод, особенно на юго-востоке. Кстати, в Алчевске впервые в СССР был построен завод по деминерализации шахтных вод. Вода берется из водохранилища, которое на 90% наполняется за счет шахтных вод. Там применена уникальная технология очистки воды, которая затем приходит на Алчевский металлургический комбинат и соответствует более жестким требованиям качества, чем ГОСТ. Третий источник — наращивание использования подземных вод. Но в Украине, в Крыму в том числе, во многих регионах высокоминерализованные воды. А в Луганско-Донецком регионе люди пьют практически минеральную воду. Минеральная она не только потому, что у нее высокая степень общей минерализации, но и потому, что остальные составляющие превышают все нормативы. А минеральная вода должна использоваться только по назначению медиков». 
Впрочем, его коллега считает, что расходовать подземные воды на хозяйственные и промышленные нужды опасно, потому что это резерв. Максимально использовать следует поверхностные источники, причем подавать слабоочищенную воду до населенного пункта, а доочищать ее непосредственно перед подачей потребителям. «В ближайшее время мы, конечно, не сможем построить все региональные системы, и не только потому, что не имеем финансов, у нас нет ни проектов, ни наработок, которые должны предшествовать этому, надо определить цикл выполнения работ, — говорит Валерий Кравченко. — Но люди должны пить воду, соответствующую ГСанПиН, поэтому, как и было предложено в программе «Питьевая вода», мы должны ставить установки доочистки воды коллективные на микрорайоны. Таким образом, мы фактически по территории будем подавать речную воду, которая достаточно дешевая, а доочищать ее на месте». 
Ну и последний источник — экономия воды. В этом могут помочь водомеры и цена. «Никуда от этого не денешься: если будет счетчик и цена, соответствующая затратам на производство воды, то люди станут использовать ее меньше, — считает Вячеслав Прокопов. — И когда нормы водопотребления у нас достигнут европейских, высвободится какое-то количество воды, которая покроет часть дефицита».


Источник:www.1k.com.ua
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo