Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Экология зашкаливает: как обезвредить «бомбу»?
Экология зашкаливает: как обезвредить «бомбу»? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
08.11.2013
При описании состояния окружающей среды в Луганской области часто используют ставшее устойчивым выражение «экологическая бомба». Основания для этого есть. 1107 функционирующих на территории региона объектов — потенциально опасные. По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (более 600 тыс. тонн ежегодно) Луганщина занимает третье место в Украине. Немало сбрасывается и в водоемы — около 300 млн. куб. м. По уровню образования отходов регион — четвертый в стране: в последнее время здесь ежегодно «выдавалось» от 60 до 400 тыс. тонн отходов 1-3 классов опасности и от 11 до 15 млн. тонн — 4 класса.

Можно привести и немало других цифр. А вывод однозначен: уровень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на Луганщине — критический. Но опасность — еще не катастрофа. При грамотных, системных действиях ситуацию вполне можно выровнять — даже в «глубоко» промышленном регионе.

В масштабах страны

Как выработать такую систему? Об этом говорили участники национального экологического форума «Обращение с отходами в Украине: законодательство, экономика, технологии», состоявшегося недавно в Луганске. В его работе приняли участие министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Темник, председатель экологической лиги Татьяна Тимочко.

Надо полагать, столь представительное мероприятие проводилось именно на Луганщине по двум причинам. Первая — уже упомянутый уровень «нездоровья» экологии региона. Вторую озвучил в своем выступлении старший программный менеджер Программы развития ООН в Украине Сергей Волков. Как оказалось, Луганская область — один из лидеров по переработке отходов в стране.

Проблема эта в Украине — из разряда суперактуальных. По словам министра экологии и природных ресурсов Олега Проскурякова, только за минувший год общие объемы образования отходов составили около 0,5 млрд. тонн, а их накопления — более 14 млрд. тонн. Общий же объем накопленных в Украине отходов, по оценкам экспертов, уже достиг 36 млрд. тонн. Помимо этого, ежегодно образуется более 50 млн. куб. м бытовых отходов, которые свозятся на более чем 6 тысяч свалок. Причем, соответствие большинства из них экологическим требованиям — очень большой вопрос.

Но это лишь один аспект проблемы. Почти гамлетовский вопрос: как пустить отработанное «в дело»? Олег Проскуряков отметил, что сегодня «лишь незначительная часть отходов находит применение в качестве вторичных материальных ресурсов. А отсутствие условий для их утилизации и обезвреживания приводит к тому, что на производственных территориях накапливается значительное количество промышленных отходов, в том числе опасных». По словам главного эколога, ежегодно в несанкционированных местах размещается около 1 млн. тонн отходов. Площадь поверхностных хранилищ (шламонакопителей, терриконов, золоотвалов) уже достигла 165 тыс. га.

Понятно, что проблему нужно решать. В этой связи Министерство экологии и природных ресурсов разработало проект Общегосударственной программы обращения с отходами на 2013-2020 годы, который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение Верховной Рады Украины. Активно пересматривается и соответствующая законодательная база.

Однако не вызывает сомнения: без движения «снизу» эту проблему не решить. «Локомотивом» может стать только желание собственников предприятий и тех, кого мы называем «обывателями», уменьшать объемы выбросов в окружающую среду и разумно утилизировать твердые бытовые отходы. А их соратниками и «штурманами» в этом непростом деле должны стать органы власти, местного самоуправления, общественные организации, законодатели, ученые…

А как у нас?

Понимают ли этот единственный выигрышный «расклад» на Луганщине?

«Наш регион занимает 4-е место в Украине по объемам образования промышленных отходов, — отметил, обращаясь к участникам форума, председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк. — Это означает, что из почти 15 млрд. тонн отходов, накопленных в Украине, десятая часть приходится на Луганскую область. Поэтому областная власть настаивает на том, что все промышленные предприятия должны развиваться с учетом экологических требований. На каждой территории должна быть создана цельная инфраструктура для сбора и переработки отходов производства и потребления!».

Что удалось сделать уже сегодня? По словам губернатора, в регионе решена проблема централизованного сбора практически всех видов опасных промышленных отходов. Это подтверждает статистика. Если в 2007 году предприятиями области было передано для утилизации лишь 156 тыс. тонн отходов, то в 2012 году их объемы возросли в 1800 раз — до 280 млн. тонн.

В области активно создаются предприятия по переработке отработанных нефтепродуктов, макулатуры, резины, шлаков литейного производства, отходов деревообработки, угледобычи и углепереработки. Только один факт: если еще десять лет назад на Луганщине не было ни одного специализированного предприятия, то сегодня лицензию на сбор опасных отходов имеют 9 предприятий, а сбором всех их видов занимается более 50.

Однако останавливаться на этом областная власть не намерена.

«Предприятия региона вовлекают в повторное производство почти 30% отходов – это четвертое место в стране по объемам утилизации, – рассказал Владимир Пристюк. – Но мы стремимся увеличить объемы утилизации отходов угледобычи. С этой целью привлекаем инвесторов для комплексной переработки терриконов. Уже до 2015 года на углеобогатительных фабриках области планируется внедрить несколько проектов. Их цель — совершенствование технологий углеобогащения, а ожидаемый эффект — сокращение объемов образования шламов почти на 80%».

Осознали серьезность ситуации и собственники некоторых предприятий. К примеру, Алчевский меткомбинат и Стахановский ферросплавный завод теперь ежегодно утилизируют в 1,5–2 раза больше отходов литейного производства, чем образовывают. Правда, подобных примеров пока немного.

Еще одна экологическая «подвижка»: за 4 года при поддержке Минприроды Украины в области ликвидировано 763 тонны непригодных к использованию ядохимикатов, что позволило очистить от них территории 11 районов и город Луганск. Однако оставшиеся 124 тонны «расслабляться» не позволяют. И даже полная очистка региона от ядохимикатов всех его проблем не решит, поскольку это — лишь одно из направлений природоохранной деятельности.

«Несмотря на положительные сдвиги, остается еще масса вопросов, которые требуют нашего ежедневного внимания, — убежден губернатор. — Один из основных (стоящий перед всеми коммунальными хозяйствами) – комплексная утилизация бытовых отходов. Работа в этом направлении ведется, и довольно активно. К примеру, летом нынешнего года в Луганске стартовал экологический проект «Чистый город», предполагающий введение раздельного сбора мусора. А в рамках нашей региональной программы обращения с бытовыми отходами строятся новые и рекультивируются выведенные из эксплуатации полигоны в Свердловске и Попасной. Новые полигоны созданы также в Лутугинском и Антрацитовском районах».

Здесь заметим, что на Луганщине есть и опыт, который вполне можно назвать уникальным. Речь идет об одном из лучших рекультивированных полигонов в Украине со сбором биогаза, построенном в Александровске. Его вполне можно «цивилизованным» — даже с учетом всех жестких европейских требований. В рамках Киотского Соглашения и Программы ООН «Устойчивое развитие Луганской области» здесь «запущен» проект по добыче биогаза. Ожидаемый эффект — сокращение выбросов парниковых газов за 10 лет до 170 тонн. А значит, и немалые экономические перспективы: собранный газ в дальнейшем можно будет использовать для производства тепла и электроэнергии.

Что же касается перспектив глобальных,то речь идет о том, что экологически правомерное поведение должно поощряться и приносить доход тем предпринимателям, которые исполняют закон. Отсюда — главная задача: не карать, а стимулировать природоохранную деятельность, чтобы собственник чувствовал выгоду от модернизации производства, внедрения современных экологических систем. Другого пути для решения всего комплекса экологических проблем региона попросту не существует.

«Первый блин»

Основным практическим результатом форума стало подписание в его рамках Меморандума о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды. Свои подписи под документом поставили министр экологии и природных ресурсов Украины Олег Проскуряков, глава Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк, председатель областного совета Валерий Голенко и руководители пяти крупнейших предприятий-загрязнителей, на долю которых приходится около 85% всех выбросов в регионе.

В чем суть договора? В соответствии с ним, каждое из предприятий берет на себя определенные обязательства.

В частности, ЧАО «Северодонецкое объединение «АЗОТ» согласно выполнить природоохранные мероприятия по уменьшению на 50 процентов выбросов в атмосферу диоксида углерода за счет увеличения производства товарного диоксида углерода. Срок выполнения работ — 2015-2017 годы.

ПАО «АМК» обязуется в 2014-2016 годах выполнить природоохранные мероприятия на 44 миллиона гривен. Самое дорогостоящее из них — реконструкция установки беспылевой выдачи кокса батарей («цена вопроса» — 25,9 млн. грн.).

«ДТЭК Ровенькиантрацит» планирует в 2014-2018 годах реализовать природоохранные мероприятия на 63 миллиона гривен. В их числе: установка пылегазоочистного оборудования, гашение породных отвалов, строительство биоинженерных сооружений для очистки шахтных вод.

«ДТЭК Свердловантрацит» обязуется за тот же период вложить «в экологию» 85 миллионов гривен. К мероприятиям, аналогичным запланированным в Ровеньках, добавляется строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков, реконструкция пруда-отстойника и создание мелководного пруда обессоливания шахтных вод.

«ДТЭК. Востокэнерго – Луганская тепловая электростанция» готово потратить на «лечение» окружающей среды 752 млн. грн. В течение 2013-2017 гг. здесь запланированы реконструкция, капремонты и модернизация десятков установок, а также строительство на энергоблоках ТЭС новых — серо- и азотоочистных.

По словам Валерия Голенко, в ближайшие 5 лет суммарно эти предприятия намерены затратить на решение экологических проблем 950 млн. грн. Так что «первый блин» получился немаленьким и, надо надеяться, не комом. «На подходе» — и другие «загрязнители» региона: Владимир Пристюк подчеркнул, что еще около сорока из них готовы взять на себя серьезные природоохранные обязательства.

«Консилиум» для Донца

Отдельная, весьма серьезная проблема Луганщины — плачевное состояние ее главной водной артерии. Причем, Северский Донец — своего рода «аорта» еще и для Харьковской, Донецкой, Ростовской и Белгородской областей.

Река болеет. Один из симптомов заболевания — значительное сокращение водных биоресурсов. Только люди солидного возраста помнят, что когда-то в Донце обитали полутораметровые белуги, осетры, стерлядь… Сегодня это кажется почти фантастикой.

Иначе вряд ли могло быть, если учесть, что ежегодно только на территории Украины в Северский Донец сбрасывается около 2 млрд. куб. м возвратных вод, из которых более трети – загрязненные. При этом водозабор составляет 1,5 млрд. кубометров в год.

Лишь один локальный пример: в Рубежном пару лет назад местное коммунальное предприятие на протяжении долгого времени сбрасывало из очистных сооружений отходы, содержание вредных веществ в которых превышало норму почти в пять раз. А скольких таких «отравителей» помнит Донец? Только в минувшем году предприятия Донецкой области «скинули» туда около 700 млн. куб. м отработанных вод. Луганщина и Харьковщина оказались «поскромнее» — 100 и 50 миллионов кубометров соответственно. Но все равно объемы — запредельные. Естественно, река утратила способность к самовосстановлению, и с каждым годом количество воды в ней уменьшается — ресурсы любого живого организма не безграничны.

Какие «лекарства» нужны Донцу? Специалисты выделяют четыре основных направления его «реанимации». В их числе ежегодная подача необходимых объемов воды из канала «Днепр-Донбасс» для проведения водообмена; строительство и реконструкция очистных сооружений, упорядочение водоотведения на объектах ЖКХ и промышленности; расчистка русел рек и водохранилищ; создание станций автоматического контроля состояния водных объектов.

Казалось бы, «рецепт» предельно конкретный. Но все, как обычно, упирается в финансы. Полную проблему оздоровления реки эксперты оценивают в 2-3 млрд. грн. Получается от 700 млн до 1 млрд гривен на каждую из областей, «привязанных» к Донцу. Однако, как уже говорилось, степень загрязнения реки в регионах — разная. А значит, нужен единый реестр предприятий-загрязнителей по всем областям, чтобы честно раздать «всем сестрам по серьгам» — определить, кому в каких объемах финансировать очистительные работы.

Лучший вариант действий для трех украинских областей — утверждение единой программы. Такие попытки уже неоднократно предпринимались, но до реальных действий дело так и не дошло. Как быть?

Этот вопрос оказался главным для участников состоявшегося в рамках форума заседания, где говорилось о реализации Государственной целевой программы оздоровления бассейна реки Северский Донец на 2013-2017 годы.

По словам главы Госагентства водных ресурсов Украины Василия Сташука, на мероприятия по оздоровлению Донца выделяются средства из различных источников (в том числе из госбюджета) по уже существующим государственным программам. Возможно, их целесообразно аккумулировать для софинансирования работ в рамках единой стратегии?

Именно с такой инициативой выступил губернатор Луганщины Владимир Пристюк. Он предложил создать межведомственную рабочую группу с участием представителей трех областей, двух министерств (экологии и природных ресурсов и регионального развития, строительства и ЖКХ), а также Государственного агентства водных ресурсов. Именно она займется координацией дальнейших действий по оздоровлению Северского Донца.

«В одиночку каждому региону проблему реки не решить из-за несогласованности действий и отсутствия достаточных денежных ресурсов. Нам необходимо совместно выработать алгоритм решения этого вопроса», — подытожил губернатор.

В целом же Национальный экологический форум порадовал конкретикой. Прежде всего, в том, что обозначилась цепочка совместных последовательных действий власти, собственников предприятий, общественных организаций. А значит, появляется надежда, что спонтанные акции в защиту природы трансформируются, наконец, в слаженный действующий механизм, который правильнее всего назвать механизмом очищения.


Источник:www.ostro.org
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo