Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Международная сеть бассейновых организаций
Международная сеть бассейновых организаций Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
05.08.2009

В.А. ДУХОВНЫЙ, д-р техн. наук, профессор,
директор Научно-информационного центра МКВК


Международная сеть бассейновых организаций - INBO (МСБО) была создана в 1994 г. и на протяжении последних 14 лет играла в мире положительную роль во внедрении интегрального управления водными ресурсами (ИУВР) по гидрографическому методу. МСБО является добровольной сетью бассейновых организаций (БО), не получающей взносов от участников (в отличие от всех других международных водных НПО). Основанная на профессиональном единстве и взаимопонимании, связь между организациями МСБО открывает перед её участниками широкие возможности для обмена мнениями, опытом работы, информацией по самым разным аспектам водохозяйственной деятельности. Активными инструментами сети МСБО являются:
•  издание журнала, выходящего раз в год (в том числе на русском языке);
•  веб-сайт МСБО;
•  организация и поддержка всемирных конференций (раз в два года), региональных семинаров, конференций и круглых столов в рамках сетевых объединений;
•  организация тренингов по специфическим вопросам водного хозяйства, а также тематического участия во всемирных водных форумах;
•  вовлечение членов МСБО в различные европейские проекты, особенно по линии рамочных и специфических программ.
Наиболее активно работающими региональными сетями БО являются MEDNBO (организована среди Средиземноморских БО), СЕЕNВО (Центрально-Европейских БО), АNВО (Центрально-Американских БО), САRВО (сеть Азиатских речных бассейнов) и др.
В целом слабость глобального уровня состоит в несовершенстве инструментов, рычагов и подходов к управлению водными ресурсами. Несмотря на многие научные и юридические разработки, ИУВР остаётся очень слабым для того, чтобы сохранять устойчивость водообеспечения и охрану вод, хотя водных ресурсов в мире вполне достаточно. Наличие национальных, местных и отраслевых границ и интересов создаёт те препятствия, которые не позволяют наилучшим образом решать водохозяйственные проблемы во всем мире. Хрупкие юридические основы, искажённое понятие демократии (как вседозволенность), давление харизматичных (и гегемонистских) лидеров являются главным препятствием совместному достижению целей ИУВР, прогрессу в этой области.
Ныне в процессе подготовки к V Всемирному водному форуму МСБО инициировала подготовку «Основных положений» («Тооl bох») для БО, которые могут стать первым шагом в создании руководства (юридических основ) по организации, функционированию, финансированию и управлению бассейновых организаций. Этот документ будет обсуждаться на соответствующей сессии Форума; в дальнейшем предполагается его развитие и совершенствование.
Бесспорно, каждый водный бассейн является уникальным в неповторимом сочетании гидрологии, морфологии, природных условий, направленности использования, основных стейкхолдеров, единством и столкновением интересов. Поэтому искать стандартные решения для всех бассейнов невозможно. Однако блочный подход к решению водных проблем, представляющий последовательное агрегирование типовых блоков вполне возможен и будет даже полезным для многих БО.
Важный вопрос, который МСБО вместе с ВВС выдвигает на повестку дня, - это ужесточение международных правил и документов(конвенций, регулирований) по использованию трансграничных рек. Растущий гидроэгоизм - отраслевой, национальный, местный - в настоящее время становится препятствием существующему водообеспечению и населения, и природных комплексов всех стран. В мире ныне очень мало примеров «справедливого и обоснованного распределения и использования водных ресурсов». Можно назвать только Комиссию США - Канада, Рейнскую комиссию, бассейн Иртыша (Россия-Казахстан).
Сегодня, когда воду пытаются сделать оружием в глобальном разделении сфер влияния, многим кажется, что такая организация создаётся, чуть ли не как политическая платформа. Мы, водники, должны думать не о политике (хотя забывать о её влиянии на нас нельзя), а о своём профессиональном долге-служить людям, помня, что от водообеспеченности зависит их будущее. С этих позиций мы должны быть вместе, ибо наша цель:
•  усилить выработку взаимоприемлемых и справедливых решений и подходов к устойчивому обеспечению водой населения наших стран;
•  усилить обмен опытом как положительным, так и отрицательным;
•  сохранить традиции советской школы гидротехников и мелиораторов, которая вобрала в себя лучшее из российского, украинского, кавказского и среднеазиатского наследия и передать это новому поколению;
•  активизировать выход наших представителей во всемирное водное сообщество и национальные водные форумы;
•  организовать систематическое ознакомление мира с нашими подходами к решению водных проблем и нашего сообщества с мировыми тенденциями.
С учётом изложенного создание Восточно-Европейской - Центрально-Азиатской (с участием Кавказа) сети БО (ВЕКЦА), как неформального объединения русскоговорящих водных организаций стран бывшего постсоветского пространства, следует признать насущной необходимостью.
Нынешнее поколение является наследником великой эпохи развития водохозяйственного комплекса в 50 -80-х годах на территории бывшего Союза ССР, когда в мире не было равных по темпам, объёмам и новациям, внедрённым в этот период. Водное хозяйство и мелиорация были ведущими отраслями социально-экономического развития страны, локомотивом роста и прогресса. Могут возразить - и уникумом экологических потерь. Да, но именно в этом мы не были единственными в мире; водохозяйственное развитие в США (озеро Моно, проблема Колорадо, Сан Хоакина), на Рейне, Дунае, в Израиле и Турции -везде
вскрылся тот негатив, который создал водохозяйственной отрасли ярлык «губителей природы». Руководство водным хозяйством во времена СССР было достаточно профессиональным и хорошо организованным, хотя у него было два принципиальных недостатка: принятие решений - без учёта мнения общественности и отсутствие самофинансирования.
Нынешнее руководство водным хозяйством страдает значительно большим числом недостатков, это характерно для большинства не только национальных и местных уровней, но и глобального.
Расширенный обмен мнениями в рамках МСБО между коллегами-водниками на постсоветском пространстве позволит использовать то общее, что есть у нас - язык, школу, уровень знаний и те преимущества, которые мы получили после разделения большой страны на независимые государства. Они состоят в том, что вместо единой системы управления, которую мы имели ранее, руководство водным хозяйством и водопользование в них пошло по разным путям, определенным как социально-экономическими особенностями, политическими приоритетами, так и спецификой каждой страны. Очень важно в связи с этим организовать постоянное ознакомление русскоязычной водной общественности наших стран с теми успехами и достижениями, которые при этом проявляются, так же как и с уроками, которые могут быть извлечены из неудач и опыта других. Таким образом, мы можем помогать друг другу!
С другой стороны, обмен информацией позволяет организовать общественное обсуждение водохозяйственных проблем и вовлечь общество в организацию прессинга на лиц, принимающих решения, с целью перехода управления водными ресурсами на более прогрессивное - водосберегающее и эффективное. Это позволит сделать систему ИУВР более понятной, более воспринимаемой всем обществом, особенно водопользователями.
Совершенствование руководства в области водного хозяйства во всём мире движется достаточно сложно и медленно. Это касается, прежде всего, международного водного права, которое остаётся рекомендательным, необязательным и чем дальше, тем более советующим, чем решающим. Между тем, ныне- в эпоху нарастания экстремальных явлений, связанных с водой - паводков и маловодий,очень важна именно выработка таких положений международного права, которые могли бы стать регулятором межгосударственных водных отношений и гарантом водной безопасности соседей. Поэтому вовлечение общественности как субъекта водного права в работу МСБО позволит через информированность, организацию диспутов, пропаганду новых правил и положений повысить её роль в ИУВР.
Опыт 2007 и особенно 2008 г. в Центральной Азии показал, что нынешние положения Договора о водопользовании в регионе не могут ни защитить, ни быть регулятором прав на воду стран нижнего и среднего течения рек Амударьи и Сырдарьи в связи с преобладанием у владельцев гидроэнергетических комплексов коммерческих интересов. Преградой повторению таких проявлений произвола может стать выработка чётких международных правил - будь они постоянные или на определённый период, привлекательные или ограничивающие.
Примером внесения путаницы в водное право являются «Дублинские правила». Они были приняты экспертами из некоторых стран на конференции, организованной ВОЗ совместно с ВМО - международными институтами, не имеющими на это легитимного права. Тем не менее, записанная ими формулировка «вода является товаром» (кстати, по-английски «water is economic good» может переводиться и как «вода является экономическим благом») используется монетаристами повсеместно в своем стремлении превратить воду в «нефть 21 века». При этом забывается, что Конференция ООН в Рио-де-Жанейро, последовавшая за этой встречей в Дублине, разъяснила, что вода в первую очередь является социальным и природным благом, а потом уже экономическим.
Именно водники должны привлечь международных юристов на защиту всех водопользователей от монетаристского, местнического или отраслевого гидроэгоизма и сделать водное право надёжным средством для обеспечения стабильности и долговременности водопользования. Это особенно важно в условиях грядущих глобальных вызовов - климатических изменений, межрасовых и межнациональных противостояний, финансовых кризисов, расширения масштабов бедности, эпидемий и др.
С этих точек зрения общая задача водников - как можно полнее и глубже изучить международный и региональный опыт. Законодательство и практика Евросоюза, некоторые положения Всемирного банка и Азиатского банка развития могут служить хорошим примером для подражания. В связи с этим увеличение объёма перевода иностранных материалов, имеющих практическое значение, в рамках нашей сети и публикации их через интернет было бы очень полезным.
НИЦ МКВК заключил договор с Секретариатом МСБО на перевод и распространение журнала и веб-сайта сети. Благодаря этому в настоящее время русскоязычные читатели имеют возможность знакомиться с деятельностью МСБО. К сожалению, из огромного числа бассейновых организаций на территории СНГ лишь бассейны Иртыша (Казахстан-Россия) и Аральского моря (пять стран Центральной Азии) представлены в публикациях журнала и на веб-сайте.
Среди этих публикаций следует особо отметить пропаганду эффективности ИУВР, которая базируется на двух элементах, резко повышающих устойчивость функционирования водной системы - гидрографическом подходе и общественном участии. Опыт проекта «ИУВР-Фергана» свидетельствует о том, что эти два вместе взятых элемента при правильной организации и предоставлении достаточных прав местному водному руководству позволили резко улучшить управление водопользованием, особенно при наличии большого числа участников. Примечательно, что вовлекаемые при этом инструменты общественного руководства являются ничем иным, как методами, применявшимися в Центральной Азии, да и не только в ней, многие века: институт избираемых арык-аксакалов, мирабов, порядок вододеления снизу, «хошарные» обязательства и т. д. Главное в этом - воссоздать забытую сегодня общественную ответственность за водообеспеченность.
Возврат к общественным правилам в качестве этической и воспитательной роли воды является важным средством воспитания моральных основ водопользования - в первую очередь у молодого поколения (у детей, школьников, студентов). Наши потомки будут жить в условиях водного дефицита, более жёсткого, чем ныне. Если сегодня на одного человека в Центральной Азии приходится 2500...2600 м3 воды в год, то через 20 лет эта цифра уменьшится (по разным сценариям) от 1350 до 1800 м3. Поэтому общество должно готовить себе смену в духе отношения к воде как к бесценному дару природы. Недавно на портале CA Water-info даже был открыт специальный раздел - «Территория чистой воды», разработана программа «Вода и образование» - давайте вместе развивать эти направления.
Направленность на устойчивое развитие и надёжную водообеспеченность должна сопровождаться пониманием того, что общество меняется, что его потребность в воде растёт. Нужно готовить общество к потреблению воды в размерах технически совершенного, а не прежнего водопользования. Поэтому все водопользователи - и отраслевые и индивидуальные должны ориентироваться на достижение в каждом направлении водопотребления максимальной продуктивности воды. Вклад русскоязычной сети БО будет состоять в выработке определённой воспитательной линии поведения и передаче её в сеть обучения, образования и тренинга и тем самым в совершенствование водопользования в наших странах.
Итак, выгоды от участия в сети МСБО, по-моему, очевидны, и не использовать их не разумно. К тому же оно будет содействовать развитию престижа нашей советской школы гидротехники и мелиорации, чего многие из современных лидеров не ценят и не понимают.
Через русскоязычную сеть ВЕКЦА мы можем стимулировать общественные дебаты по назревшим вопросам водного содружества и тем самым вовлекать «решающих лиц» в эту дискуссию. Кроме того, мы можем через более обширные сети масс-медиа сократить «общественный мост» к «решающим лицам» или через международные НПО привлекать к решению водохозяйственных проблем международные организации.

Последнее обновление ( 27.01.2010 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo