Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Дефицит пресной воды к 2050 году обострится
Дефицит пресной воды к 2050 году обострится Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
24.07.2013
Депутат мажилиса Парламента, член Комитета по вопросам экологии и природопользования, член парламентской фракции НДП «Нур Отан» Андрей Бегенеев подчеркивает, что сегодня весь мир испытывает дефицит воды. 

– Это особо отметил Глава государства в декабрьском Послании, обратив внимание на то, что за последние 60 лет потребление питьевой воды на планете возросло в восемь раз. К середине столетия многие страны будут вынуждены импортировать воду. А потому борьба за обладание этим ресурсом уже становится важнейшим фактором геополитики. Неслучайно Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая провозгласила 2013 год Международным годом водного сотрудничества, – говорит мажилисмен. 

К слову, как отметил Андрей Бегенеев, одним из соавторов документа выступил Казахстан, поскольку проблема водообеспечения на сегодняшний день одна из острых в нашей стране. Народный избранник привел цифры, наглядно демонстрирующие запас воды в стране. Так, объем водохранилищ пресной воды в республике составляет 95 куб. км, сток рек – 101 куб. км, подземных вод – 95 куб. км, ледников – 58 куб. км. Как пояснил парламентарий, запасы воды есть, но, увы, не столь значительные: всего 2,6 процента от ресурса стран СНГ. 

– Андрей Анатольевич, за счет каких ресурсов наша страна восполняет водные запасы? 

– В Казахстан часть поверхностной воды поступает из соседних стран, другая – от ледников, которые из-за изменения климата за последние 50 лет растаяли до 40 процентов. Кстати, климатологи прогнозируют, что к 2050 году наши ледники, возможно, полностью исчезнут. 

Если говорить о подземных водах, то они, на мой взгляд, являются стратегическим ресурсом республики. Они бывают двух типов: грунтовые и глубинные (артезианские). Грунтовые воды расположены близко к поверхности, выше первого водонепроницаемого пласта. Они безнапорные, их уровень зависит от сезонных и климатических факторов. Должен заметить, что грунтовые воды не способны обеспечить растущие потребности экономики, а потому, как говорится, вся надежда на новые мощные источники, коими можно назвать глубинные (артезианские) воды. 

Специалисты выявили в стране более 70 артезианских бассейнов, равных 70 озерам, таким как Балхаш. В Мойынкумах, например, на глубине 300–500 м обнаружено целое подземное «море» площадью около 50 тыс. кв. км, воду которого можно употреблять как питьевую, так и в целях орошения полей региона. Достаточно неплохими запасами подземной воды обладает Алматы. 

Вообще, в ближайшие годы они будут использоваться более широко. Планируется также проводить изыскательские работы по выявлению глубинных горячих (термальных) вод, которые могут применяться для нужд промышленности и для отопления. 

Существуют и целебные минеральные воды, используемые при санаторно-курортном лечении: это источники Алмарасана, Капаларасана, Сарыагаша, Жаркентарасана. Специалисты исследовали более 300 скважин минеральных источников, которые также обладают лечебными свойствами. К слову, как отмечают в Министерстве здравоохранения, в Казахстане в последнее время значительно улучшилось качество питьевой воды, в результате, по мнению медиков, на 9 процентов снизилась заболеваемость желчно-каменной болезнью, холециститами, холангитами и т. д.

– Скажите, насколько эффективны разрабатываемые государственные программы по водообеспечению в стране? 

– Безусловно, в этом деле есть определенные подвижки. Так, программа «Питьевая вода» дала возможность жителям более чем 350 населенных пунктов пользоваться централизованной подачей воды. Конечно, были перекосы в этом вопросе, но, как бы то ни было, программа все-таки дала положительные результаты: обеспеченность населения качественной питьевой водой возросла с 75 до 87 процентов. 

Сейчас, как известно, реализуется новая гос­программа «Ак булак», согласно которой планируется как можно больше сельских населенных пунктов охватить центральным водоснабжением. Думается, эта задача выполнима и нам удастся в конечным итоге стопроцентно обеспечить наши села централизованной подачей воды гарантированного качества. 

Впрочем, как отметил премьер-министр Серик Ахметов, прежде необходимо провести масштабную модернизацию водохозяйственного сектора. Сегодня протяженность сетей водоснабжения по стране составляет 53 тыс. км, в том числе в городах – 29,9 тыс. км, в селах – 23,1 тыс. км. Больше половины из них нуждаются в ремонте. Если доступ к централизованному водоснабжению в городах составил 87 процентов, то в селах – 43 процента. Так, из 6943 сел централизованное водоснабжение имеется только в 2999 населенных пунктах. Остальным, увы, приходится довольствоваться привозной водой или водой из шахтных колодцев.

– В последнее время часто говорят о том, что пора повышать стоимость воды. Какова все же будет цена? Действительно ли пришло время поднимать тарифы на воду?

– Должен заметить, разговоры такие возникают неспроста. Действительно, сегодня вода должна иметь адекватную цену. И правительство в этом плане уже начало проводить определенную работу. Так, в конце прошлого года были введены новые механизмы тарифообразования на воду. И тому есть свое объяснение. Дело в том, что сегодня водоканалы нуждаются в модернизации и реконструкции активов, а также экономии стратегического ресурса. Разумеется, обновленные водоканалы станут работать безубыточно и с прибылью, и тогда, думаю, удастся избежать ненормативных потерь воды, которые, к сожалению, у нас имеются в больших объемах. Для этого вода должна стоить реальных денег. 

Сейчас разрабатывается комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду, согласно которому в Казахстане в ближайшие два года правительство сформирует долгосрочную программу, предусматривающую меры господдержки, привлечения инвестиций, эффективного тарифообразования на водоотведение. Будут созданы отраслевые и региональные программы по оросительной системе, которая сегодня тоже нуждается в реконструкции, особенно в регионах. 

– Андрей Анатольевич, одна из проблем – это трансграничные реки, например, были по этому поводу определенные сложности с Китаем. Удается ли Казахстану отстаивать свои интересы в водном вопросе? 

– В этой сфере решение водных вопросов основывается на Конвенции ООН от 1997 года, которая устанавливает правила по совместному использованию водных ресурсов. В январе в Астане на 10-м заседании казахстанско-китайской совместной комиссии по трансграничным рекам удалось достигнуть ряда договоренностей. К примеру, в 2014 году будут подготовлены научные работы по оценке водных ресурсов двух стран, которые лягут в основу разработки в 2015 году соглашения по вододелению между РК и КНР.

Также Казахстан и Китай договорились построить водоразделяющие сооружения на нескольких средних и мелких трансграничных и пограничных реках. Еще один немаловажный итог: в планах – строительство совместного защитного сооружения на реке Хоргос в целях предотвращения схода лавин с высокогорных ледниковых озер.

Должен заметить, что переговоры прошли в обстановке взаимного уважения и доверия, сторонами отмечен прогресс в водных отношениях.

– Насколько известно, подобные проблемы есть и в отношениях с близким соседом – Кыргызстаном…

– В апреле в Бишкеке на 61-м заседании Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии был рассмотрен актуальный для населения стран, в территории которых входят бассейны рек Амударья и Сырдарья, вопрос лимитирования водозаборов на вегетационный период 2013 года. Безусловно, от достижения взаимопонимания членами МКВК зависит обеспеченность водными ресурсами южных регионов нашей страны и урожайность основных возделываемых культур – хлопчатника и риса.

На заседании представители бассейновых водохозяйственных объединений (БВО) «Амударья» и «Сырдарья» доложили об итогах работы в межвегетационный период 2012–2013 годов и прогнозах водности на вегетационный период 2013 года. В состав БВО «Сырдарья» включен представитель Казахстана и создана рабочая группа по контролю за лимитами водозаборов в бассейне реки. 

Итогом данного заседания стало подписание трехстороннего меморандума о взаимопонимании между кыргызско-казахстанской межгосударственной комиссией по трансграничным рекам Чу и Талас и правительством Швейцарии о продвижении межгосударственного сотрудничества по управлению водными ресурсами в бассейнах этих рек. Швейцария берется финансировать расширение мониторинговой сети автоматизированных систем контроля и управления гидропостов и поверхностного оборудования в бассейнах рек Чу и Талас на территориях Казахстана и Кыргызстана.

– Может быть, в решении водных вопросов стоит опереться на опыт других стран, климат которых, к примеру, схож с нашим?

– Несомненно, наши эксперты стараются использовать как собственный, так и зарубежный опыт. На мой взгляд, показателен в этом смысле опыт Австралии в управлении водными ресурсами в бассейне Мюрен-Дарвин, объединяющем несколько штатов страны. Здесь реформы в водной отрасли начались в 1994 году, когда в стране наступила продолжительная засуха. Правительство обратилось к ученым, которые и разработали Национальную водную инициативу и создали Национальную водную комиссию, в состав которой вошли профильные министерства во главе с премьер-министром. Тогда-то и появился Бассейновый план Мюрен-Дарвин. 

В этом водном бассейне из 16 водохранилищ с общим объемом 12 куб. км можно было накапливать воду, которой хватило бы на три года. Согласно размерам земельных наделов, в прилегающих к бассейну хозяйствах был лимитирован объем потребления воды. Но в последующем фермеры наделялись пожизненным правом на воду: на доступ, доставку и использование ценнейшего природного ресурса. Это право закрепляется юридически, может использоваться как актив, залоговое имущество или предмет купли-продажи. Обладая им, водопользователь может продавать воду другому водопользователю в пределах бассейна по рыночной цене. А государство путем проведения тендеров покупает воду у фермеров по низким ценам для экологических пропусков по реке. Одним из результатов реформы является переброска неиспользуемой воды на последующие годы. Это достигается путем строительства водохранилищ. Водопользователь, имея лицензию на воду, производит оплату за хранение воды в резервуарах.

Доставкой воды в Австралии занимаются как государственные, так и частные организации. Она осуществляется на основании установленных тарифов. Сейчас в этой стране реализуется переход на трубчатые каналы, а также проводится облицовка земляных каналов полиэтиленом. Для борьбы с засолением в Австралии принята государственная программа. Вода посредством дренажных каналов проходит через очистные сооружения и сбрасывается в водный объект. Сточные воды после очистки подаются при помощи насосов фермерам и используются для орошения, причем очищенная сточная вода совершенно бесплатная. 

Кстати, в Германии законодательно введен налог на осадки. 

– То есть пришло время экономить воду…

– Да, и об этом постоянно говорит Глава государства, заявляя о том, что необходимо в целом изменить мышление нашего общества, нужно перестать транжирить воду – одно из самых драгоценных природных богатств. На мой взгляд, многое в водном вопросе зависит прежде всего от нас самих. Думается, небезынтересно будет узнать о социологическом опросе казахстанцев, проживающих в городах республики, который провел Институт политических решений. На вопрос: «Какие, по-вашему, меры позволят эффективнее экономить воду в стране?» – более четверти респондентов (26 процентов) ответили, что этого можно достичь, произведя ремонт системы водопроводов в ЖКХ. Другие же уверены, что сберечь воду поможет разделение ее на питьевую и техническую. Отдельные респонденты (1,9 процента) придерживаются мнения об ужесточении ответственности промышленных предприятий за некачественную очистку сточных вод. Наиболее эффективной мерой водосбережения считают циклическое (повторное) водопотребление и использование подземных вод.

К слову, более 4,9 процента горожан полагают, что повышение тарифов – одно из двух наименее популярных решений вопроса экономии воды. 

Сегодня все государства должны в зависимости от своих возможностей и имеющихся ресурсов через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе с ООН, осуществлять комплексные мероприятия по защите и сохранению водных ресурсов. С 22 марта 1993 года ООН ежегодно проводит мероприятия по всему миру в рамках Всемирного дня водных ресурсов. К слову, нынешний год провозглашен Годом водного сотрудничества. 

Население Земли составляет сегодня 7 млрд человек. К 2050 году оно увеличится еще на 2 млрд и дефицит пресной воды существенно обострится, ведь, несмотря на то что 70 процентов планеты покрыто водой, запасов пресной воды значительно меньше (около 40 млн куб. км). К тому же эти ресурсы распределены на планете неравномерно. Поэтому международный Год водного сотрудничества должен стать платформой для объединения усилий по повышению осведомленности о проблемах в области водных ресурсов и путях их решения. Необходимо создать благоприятную среду для выработки новых идей и поиска наиболее эффективных путей достижения международно согласованных целей. 

Водные ресурсы не имеют четких границ. Поэтому международное сотрудничество сыграет решающую роль в достижении социальной справедливости и в комплексном управлении ими. 


Источник:www.sim.kz
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo