Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Торфяники нужно не заливать, а воссоздавать мелиоративные сооружения
Торфяники нужно не заливать, а воссоздавать мелиоративные сооружения Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
09.08.2010

Заливать осушенные торфяники водой для предотвращения пожаров нецелесообразно, вместо этого необходимо воссоздавать мелиоративные сооружения, которые позволят регулировать водный режим в соответствии с ситуацией, считает профессор кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ, доктор наук Феликс Зайдельман.

Дым от горящих подмосковных торфяников заставил российские власти предпринимать срочные шаги по решению этой проблемы. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил губернатору Московской области Борису Громову представить в правительство предложения по обводнению торфяников. Громов заявил, что у властей региона готов проект федеральной целевой программы по обводнению торфяников в шести районах области. Общая стоимость ФЦП может составить 20-25 миллиардов рублей.

Зайдельман отметил, что предложение затопить торфяники звучит не в первый раз, однако, с одной стороны, сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд, а с другой, во многих случаях это далеко не самое эффективное решение.

"Я думаю, есть очень серьезная опасность, что мы огонь погасим, но мы превратим эту территорию в "комариное царство". Есть такая опасность. Я бы не стал так кардинально ломать природу. Я бы направил эти миллиарды рублей, которые рассчитали на затопление, на реконструкцию мелиоративных систем", - сказал ученый.

Поворачивать реки?

Ученый отметил, что подмосковные торфяники относятся к разным типам болот, и для некоторых из них потребуются гигантские объемы воды.


Инфографика. Станислав Сырецких | Купить иллюстрацию
Торф — продукт неполного разложения растительной массы в условиях избыточной влажности и недостаточной аэрации. Торф обладает самой высокой из всех твердых топлив влагоемкостью"В Московской области все очень неоднозначно. В регионе насчитывается не менее 70-80 тысяч гектаров торфяников, большая часть которых осушена. Объемы будут очень большие", - сказал Зайдельман.

В частности, отметил он, болота в восточной части Московской области, в Мещере, состоят из метровой или двухметровой толщи торфа, которая лежит на слое хорошо водопроницаемого песка толщиной 20-25 метров.

"Потери воды на заполнение этой емкости будут очень большие. Это надо реку поворачивать, чтобы затопить", - сказал ученый.

В то же время, на западе Московской области и в большой степени на севере болота состоят из относительно маломощных песков на тяжелых суглинках, и там в процессе затопления будет образовываться "верховодка", слой воды на поверхности.

Там же, на западе, в районе Дмитрова есть третий массив болот - массив Яхрома, который возник на напорных водах. "Это очень большой массив, там, наверное, тысяч 7-8 гектаров осушенных земель. Там вообще лить бессмысленно", - сказал ученый.

"В каждом отдельном случае нужно прорабатывать отдельно проект с затоплением, применительно к этим разным структурам. Должна быть очень серьезная гидрогеологическая проработка этого вопроса, потому что надо оценить естественные потоки грунтовых вод и просчитать, что будет с этим потоком, когда будет наложен такой объем воды. Но никто этим, насколько мне известно, не занимался", - добавил Зайдельман.

Уйти от "черной культуры"

По мнению Зайдельмана, некоторые земли незачем "топить", их достаточно немножко "подлечить" и развивать на них сельскохозяйственное производство. Он пояснил, что после осушения торфяного болота на поверхности появляется сухой горизонт торфа, что и создает опасность пожара.

В России и СССР прямо на этой поверхности начинали выращивать сельскохозяйственные культуры, в то время как на Западе предпринимали меры, чтобы не допустить возгорания.

"У нас так называемая "черная культура", то есть мы осушили болото, распахали торф, и дальше получаем урожай с такого черного болота. Торф у нас открыт, в отличие от зарубежных вариантов, где очень широко применяют меры, чтобы перекрыть поверхность торфяных почв слоем минерального грунта", - сказал ученый.

"Почему Германия не горит, почему Польша не горит, почему Дания не горит? Потому что они предпринимают мероприятия по защите торфа. И с поверхности укладывают слой песка. Он небольшой по мощности, сантиметров 15-20, но этот слой хорошо предохраняет от пожаров", - добавил Зайдельман.

По его словам, в Европе, в основном, получают урожай не с черного болота, а с болота, которое было перекрыто песком. "В этом разница очень серьезная", - добавил он.

Мелиорация в две стороны

Еще одним способом профилактики торфяных пожаров может стать воссоздание существовавших в советское время оросительно-осушительных систем, которые позволяют контролировать водный режим болот.

Зайдельман отметил, что именно такие системы позволили избежать пожаров во время активной разработки торфа в Подмосковье, в частности, в районе Шатурской ГРЭС, созданной еще в начале XX века при Ленине.

"Там великолепно была решена задача тушения пожаров на больших торфяных массивах, которые примыкали к этой электростанции. Она работала на торфе, потому что советская республика была отрезана от Донбасса. Но там не было никаких пожаров", - сказал ученый.

По его словам, система была устроена таким образом, что в случае пожаров все разработки, где добывался торф, немедленно затапливались.

"Потом они (пожары - ред.) гасились, воду сбрасывали, и снова продолжали разработку. Такие системы надо построить. Это не очень дорого. Это было бы грамотно, это было бы инженерное решение. А так это заливай, корми комаров - неизвестно, что получится", - считает Зайдельман.

РИА Новости

 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo