Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow И земля пить хочет
И земля пить хочет Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Iskander Beglov   
12.08.2010

Погодные условия этого года стали экстремальными для российских сельхозпроизводителей. В эпицентре засухи оказалась и Нижегородская область. Пострадали все районы юга и юга-востока, да и север беда не обошла стороной. Слабым утешением для крестьян станут субсидии из федерального и областного бюджетов. Страховые выплаты за потерянный урожай получат единицы, потому что большинство не страховали посевы. При этом катастрофу можно было бы предупредить и смягчить последствия, если бы практиковался полив сельхозкультур. Мелиорация. Так долго эту насущную для земледельцев тему замалчивали, все дальше отодвигая проблему, отмахиваясь от нее. И вот пришло время, когда больше нельзя откладывать вопросы орошения в долгий ящик. От мелиорации в немалой степени зависит настоящее и будущее сельского хозяйства.

Казалось бы, засухи для Поволжья - не такая уж и редкость. Еще в 1910 году известный экономист Маликов в своей книге назвал наш край «краем без будущего». Именно из-за сложнейших условий земледелия. Но вот в последние годы засухи становятся все чаще, а летний зной все изнурительнее, что не может не тревожить, особенно в связи с глобальным потеплением.

В 1889 году на Всемирной выставке достижений науки и техники во Франции главным экспонатом в российском павильоне стал кубический монолит русского чернозема, признанный эталоном плодородия. Родоначальник мирового почвоведения Василий Васильевич Докучаев считал русский чернозем главным богатством страны: «Нет тех цифр, которыми можно было бы оценить силу и мощь Царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». И, тем не менее, периодически население страны голодало. Причины - засухи и именно на черноземах: 1891, 1921, 1946, 1963, 1972 годы. 2010 год дополнил печальную статистику.

Но еще в том же 1891 году Докучаев выступил с проектом коренного преобразования сельского хозяйства. Главную роль в преобразованиях природы ученый отводил лесу и воде. Лесозащитные полосы и системы орошения от засухи.

Прошли десятилетия, в СССР появилась разветвленная мелиоративная система. Но засухи все так же приносили колоссальные убытки сельскому хозяйству. В период перестройки в мелиорацию перестали вкладывать средства, все гидротехнические сооружения списали, а потом просто растащили. Орошением практически перестали заниматься. Нижегородская область не стала исключением. Если в советские времена орошение охватывало все районы, то сегодня оно только в 3 - 4-х. Рано или поздно уничтожение мелиорации должно было аукнуться, что и случилось спустя два десятилетия. Понимая, что не обойтись без квалифицированной помощи, я обратилась к Алексею Михайловичу ПАНИНУ, заведующему кафедрой почвоведения и природообустройства Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии:

- Вы знаете, я прекрасно помню систему мелиорации в советские времена. В нее вкладывали колоссальные средства. Но она не во всем себя оправдала. Потому что мы все время впадаем в крайности: если поливать, то все и много, если не поливать, то совсем ничего. Далее: мы большую ошибку допустили, когда позволили разукрупнить сельское хозяйство. Мелиорация возможна только при комплексном и коллективном подходе. Будущее за многоотраслевыми агрохолдингами. Там возможно заниматься мелиорацией. Во-вторых, полив нужен далеко не везде, и делать это надо очень осторожно.

- Алексей Михайлович, в этом году неурожай опять на черноземах.

- Правильно. Это следствие неграмотной агротехники прошлых лет. Черноземные почвы нужно орошать очень бережно и только на определенную глубину, потому что в них проходит соляной слой, который при обильном поливе выходит на поверхность и убивает корневую систему. В этом виде система не способна противостоять засухе. Сегодня мы можем говорить об орошении только овощей и кормовых, но предварительно в каждом районе нужно исследовать почву, подготовить водные объекты.

Сегодня именно тем районам, где занимаются мелиорацией серьезно, засуха причинила минимальный вред. Много ли таких? Можно сосчитать на пальцах: Кстовский, Богородский, частично Арзамасский. Возьмем, для примера, Богородский район. Глава местного самоуправления Константин Васильевич ПУРИХОВ рассказывает, что они всегда занимались мелиорацией.

- Благо у нас есть для этого все условия: рядом пойма Кудьмы. С советских времен мы капитально занимаемся овощеводством: выращиваем морковь, свеклу, картофель, капусту, кабачки. У нас только под картофель занято 4 тысячи гектаров, потому что сегодня это экономически выгодная культура. В Лукино - 10 тысяч гектаров под овощами. Конечно, советское финансирование мелиорации не вернешь, сегодня нам выделяют всего 10 миллионов рублей из областного бюджета, но мы и этому рады.

- Константин Васильевич, вас в какой мере коснулась засуха?

- Только в отношении зерновых. С овощами будет все в порядке, кормовых мы соберем 23 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота.

- Мелиорация сегодня способна спасти от засухи?

- По овощам и по кормам - безусловно. Этот год доказал всю важность мелиоративных работ. В орошение нужно вкладывать большие деньги для того, чтобы не просто построить поливочные станции: требуются серьезные исследования почвы, чистка канав, новое оборудование, создание искусственных водных резервуаров, если рядом нет природных.

Есть район, где овощеводством и кормами занимаются серьезно и комплексно. Кстовский район, СПК «Ждановский». Руководитель района Андрей Васильевич ЛОКТЕВ рассказал, что они еще 15 лет назад позаботились о современной поливочной системе.

- Но на этом мы не остановились. Ежегодно обновляем, модернизируем комплекс. Потому что мы очень много выращиваем овощей и кормов, нам без орошения невозможно. Кроме того, мы регулярно проводим исследовательские работы. В условиях наступления на наш район города мы вынуждены постоянно искать влажные почвы.

- Андрей Васильевич, наверное, сегодня все понимают необходимость мелиорации. Почему так мало занимаются этим вопросом?

- Это очень дорого. Не все могут себе позволить такие затраты. Но для кормовых и овощей орошение - это настоящее спасение.

Сегодня многие хозяйства делают ставку на овощи, как экономически выгодную продукцию. Но кто занимается плановой политикой? Да никто, начиная с Минсельхоза России. Одно дело, когда хозяйство выращивает продукцию только для своего региона. Тогда однозначно затраты на мелиорацию не окупятся. Другое дело, когда есть возможность продавать за пределы области и выходить на зарубежный рынок. Для этого нужно изучать его спрос. В противном случае можно весь год заниматься тем же картофелем, вырастить прекрасный урожай, а он не будет востребован в необходимом объеме.

Вот, например, Арзамасский район с недавних пор стал «картофельным центром» области. На его полях выращивают треть всего картофеля Нижегородской области. Министр сельского хозяйства региона Алексей Морозов в одном из интервью заверил, что даже в этом году мы без «второго хлеба» не останемся.

- Если в Спасском районе погиб урожай картофеля, это не значит, что мы не доберем за счет других районов, например, за счет того же Арзамасского, - глава Арзамасского района Михаил Васильевич РЫБИН гораздо менее оптимистично смотрит на урожай этого года.

- У нас сегодня картофелем занимаются крупные, средние и мелкие хозяйства. В районе более 80 фермеров. Ущерб от засухи - огромный. С кормами, правда, укладываемся в норму, но с учетом прошлогодних запасов.

- Михаил Васильевич, вы занимаетесь мелиорацией?

- Не так, как хотелось бы. Орошения у нас нет, есть капельный полив картофеля, но не везде. Практика этого года показала, что его недостаточно.

- Сколько в советские времена у вас было оросительных систем?

- Три-четыре. С учетом погодных условий тех лет этого было достаточно. Если бы сегодня мы могли себе позволить серьезно заниматься мелиорацией, мы спасли бы и овощи, и многолетние травы. Знаете, мне до слез жалко наших фермеров. Они готовились собрать колоссальный урожай, расширили площади под картофель, построили новые хранилища. Они только встали с колен! Все потеряли в этом году. Представьте, я столько лет в сельском хозяйстве, но никогда не видел у людей такой растерянности.

- Какие уроки для себя извлекли?

- Уроки сделали. Со следующего года начнем вкладывать средства в поливочные системы. Мы подготовили проект освоения заливных лугов и уже отправили его в областной минсельхоз. Ведь без водных объектов, орошения не получится.

- Разве у вас их нет?

- Есть, но этот год показал, что в условиях сильной засухи нужно иметь резервы, создавать искусственные водоемы. Посмотрите, у нас в этом году пересохли скважины, озера, болота, даже речка Сережа.

Понятно, что сельхозпроизводители не справятся в одиночку. И Пурихов, и Локтев, и Рыбин уверены, что даже средств областного бюджета будет недостаточно, необходима федеральная поддержка. Кстати, в те же советские времена она была очень большая, в результате в стране к началу реформ было почти 20 млн га орошаемых земель, из 48,5 тыс. колхозов мелиорацией занимались около 39 тыс. Сегодня объем орошаемых земель - 2,5 миллиона гектара. Еще раз повторюсь, ссылаясь на мнения экспертов: будущее за многоотраслевыми агрохолдингами. Почвовед Алексей Михайлович Панин считает, что восстановить мелиорацию будет очень трудно, но можно. Во главе угла должен стоять разумный подход, тогда можно вкладывать в мелиорацию средства.

Сегодня хоть какая-то финансовая поддержка есть. Министр сельского хозяйства Нижегородской области Алексей Иванович МОРОЗОВ рассказал, что программа по мелиорации существует.

- В этом году из бюджета выделено 9 миллионов рублей, семь уже освоено. Что касается будущего года, мы добились, чтобы сумма на мелиорацию сохранилась в полном объеме.

- Алексей Иванович, а как обстоят дела с поливочной техникой?

- К сожалению, парк сильно изношен. Современные машины есть, но в основном в СПК «Ждановском». В том же Богородском районе до сих пор используют на полях старые «Волжанки».

А между тем, если Нижегородская область собирается серьезно заниматься животноводством, необходимы большие площади под корма. Специалисты ВНИИ гидротехники и мелиорации разработали и утвердили концепцию развития мелиорации в России на ближайшие годы. По их подсчетам, в целом по стране необходимо функционирование около 10 миллионов гектаров осушаемых и 10 миллионов орошаемых земель. Из них под корма - не менее 6 миллионов. Только в этом случае реализация программы по животноводству будет успешной.

Сейчас, когда глобальное потепление очевидно для всего мира, стоит задуматься о моделировании системы земледелия. Например, в России потепление происходит активнее из-за обширности суши, которая нагревается быстрее. Сегодня из-за потепления климата страны ЕС уже недосчитались около 40 миллионов тонн зерна. У России есть преимущества. Более половины ее площади занимают северные земли. Точно такая же ситуация и в Нижегородской области. В свое время еще академик Н.И. Вавилов доказал, что в этих условиях именно северные земли оказываются лучшими для полеводства. Напротив, двигаясь на юг, мы продолжаем оставаться зоной рискованного земледелия.

Вот и встает вопрос: что разумнее - тратить миллионы на опустошение природных недр, которые невосполнимы, или направить часть средств на разработку комплексных мер против засухи.

Елизавета Сергачева

http://www.pravda-nn.ru/archive/number:787/article:12658/

 

Последнее обновление ( 12.08.2010 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo