Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Главная arrow Новости arrow Как спасти Обское море
Как спасти Обское море Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
16.08.2010

Обское водохранилище, как и река Обь, давно стали неотъемлемой частью жизни жителей региона. В экологическом благополучии этих водных богатств, казалось бы, должны быть заинтересованы все мы. Однако экологи, учёные, общественность бьют тревогу: берега водных объектов становятся местом свалок, разрушаются, запасы рыбы в водоёмах снижаются — процветает браконьерство…

Через Обь — вброд?
В причинах и следствиях этих пагубных процессов попытались разобраться участники научно-практической конференции, посвящённой вопросам безопасной и рациональной эксплуатации водохранилища и реки Обь. Её организатором стал областной совет Союза научных и инженерных организаций НСО.

Такие встречи с привлечением заинтересованных структур общественная организация проводит регулярно. «Мы анализируем, что было сделано за прошедший период, намечаем перспективы, — говорит председатель областного совета Союза НИО Юрий Харламов. — Нам важно не просто изучить ситуацию, обозначить “болевые” точки, но и предложить пути их решения. К примеру, такая серьёзная проблема, как защита и охрана берегов водохранилища, требует значительных финансовых средств, по нашим расчётам — около миллиарда рублей. Области такой объём затрат самостоятельно не осилить, значит, надо обращаться за поддержкой в федеральные органы. Но прежде подготовить проект, грамотное обоснование».

Конференцию начали с обсуждения нынешней паводковой ситуации. Как отметил главный инженер Новосибирской ГЭС Виктор Смирнов, к «большой» воде они готовились заранее. Зимой из-за очень низких температур толщина льда водохранилища в отдельных местах достигала двух метров, поэтому особенно важно было обеспечить безопасную эксплуатацию оборудования в период паводка. Чтобы минимизировать подтопление строений в нижнем бьефе водохранилища в связи с ожидаемой второй волной половодья, с 3 мая по разработанному совместно с Верхне-Обским бассейновым водным управлением графику стали осуществляться холостые сбросы воды. Благодаря таким мерам удалось обеспечить безаварийную работу ГЭС, снизить вероятность сильного затопления территорий, прилегающих к реке Обь. По данным специалистов ГЭС, пик половодья пришёлся на 30 июня, когда прохождение воды составляло почти 6800 кубометров в секунду. «Сейчас приток воды значительно снижен и достиг 3970 кубометров в секунду», — констатировал Виктор Смирнов. (Для сравнения: приточность Саяно-Шушенской ГЭС в штатном режиме составляет 3,5 тысячи кубометров в секунду). Всего же с апреля по июль через гидротехнические сооружения Новосибирской ГЭС прошёл троекратный объём водохранилища. Это две трети годового стока.

Несмотря на готовность ГЭС к большим нагрузкам, «потерь» в период половодья избежать не удалось. По словам главного инженера, из-за неточности прогнозов станция недовыработала 4486 мегаватт мощности.

За последнее десятилетие нынешняя сложная паводковая ситуация с подтоплениями стала третьей (до этого в 2001-м и 2003 годах). И хотя по сравнению с предыдущими паводками этот был самым «жёстким», период затопления, как отметил председатель общественного экологического фонда «Обское море» Владимир Битюков (на фото слева), был уменьшен практически в два раза, почти на 20 сантиметров — до 4,68 метра, также снижена максимальная отметка уровня воды. Для сравнения Владимир Петрович привёл пример событий 40-летней давности, паводки 1966-го и 1969 годов, когда уровень воды в Оби поднялся почти на семь метров выше нормы. Практически полностью оказались затопленными прибрежные территории левобережья — Лесоперевалка, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, вода вышла даже на набережную. «Это было тяжёлое время, техники не хватало, на работе мы дневали и ночевали в буквальном смысле этого слова», — вспоминает Владимир Петрович. Кстати, после строительства водохранилища наводнений в Новосибирске стало меньше. С появлением дамбы ГЭС также исчезло такое неприятное явление, как весенние ледовые заторы. «В противном случае дачные участки, которые оказываются сегодня в зоне подтопления, просто снесло бы», — говорят специалисты.

Не только половодье, но и мелководье несёт в себе пагубные последствия. Под угрозой может оказаться водообеспечение жителей Новосибирска и Бердска.

Доподлинно известен исторический факт. На рубеже столетий, летом 1900-го и 1901 годов, Обь так мелела, что в некоторых местах её можно было перейти вброд.

Топляки не у дел
Каждый год Обь «забирает» до десяти метров береговой линии. С разрушениями, обмываниями, обвалами берегов борются как специализированные подразделения, так и сами жители. Заместитель директора ФГУ «Верхнеобьрегионводхоз» Сергей Бавский рассказал, что в прежние времена их организация активно занималась берегоукрепительными работами, осваивая ежегодно полтора-два километра. Сегодня эти сооружения они должны передать районным администрациям. Однако этот процесс затянулся. Между тем вроде бы деньги на берегоукрепительные работы выделяются, проходят конкурсы для подрядчиков. «Но при нынешней системе их могут выиграть случайные организации, как это было, к примеру, в Здвинском районе», — сетует Бавский. По его словам, последние годы управление ощущает недостаток финансирования. В этом году средства выделены только на проектные работы. При этом безотлагательно требуется защита берегов в районе сёл Сосновка и Быстровка Искитимскго района. Заявка на эти работы в Минэкономразвития была подана ещё на 2009 год, но её отклонили. Но в ФГУ надеются, что в будущем они сумеют защитить финансирование этих объектов.

Ещё одно направление деятельности «Верхнеобьрегионводхоза» — очищение акватории Обского моря от плавающей древесины. Большое количество топляка — это всегда риск повреждения оборудования гидросооружений. Ежемесячно из водохранилища вылавливается до 45 тонн плавающей древесины. Но встаёт другая проблема — утилизация «улова». Он оказался никому не нужен. «Готовы предложить топляки всем желающим на дрова», — говорит Сергей Бавский.

Учёт всему голова
Ихтиологов волнуют вопросы сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов. Чтобы рационально вести рыбное хозяйство, необходим учёт как запасов рыбы, так и улова. С последним как раз проблемы. «Достоверной и полной статистики нет, — констатировала старший научный сотрудник лаборатории ихтиологии Западно-Сибирского научно-исследовательского института водных биоресурсов и аквакультуры Мария Селезнёва. — По нашим подсчётам, неучтённый вылов по некоторым особо ценным видам рыб в 2—4 раза, а по стерляди даже в пять раз превосходит официальные данные. В верхнем бьефе в зоне водохранилища живёт стая стерляди. Стерлядь не внесена в Красную книгу, но промышленный улов её запрещён. Однако браконьеры ведут промысел, причём в больших масштабах».

Как отметила Мария Селезнёва, самым благоприятным периодом существования рыбы в Обском море были конец 80-х — начало 90-х годов. После этого пошло постоянное снижение и запаса, и улова. «Связано это с проблемами, которые касаются не только нашего водохранилища: не оправдались прогнозы по рыбопродуктивности, — говорит она. — В Новосибирске рассчитывали на ежегодный улов в 2,5 тысячи тонн. Пиком рыбопромысла стали 1200—1300 тонн в начале девяностых. На Новосибирском рыбозаводе (он является основным рыбозаготовителем на водохранилище) появились огромные тральщики, которые освоили нижнюю зону водоёма, началось массовое внедрение капроновых сетей. Это подорвало запасы». Сегодня, по подсчётам специалистов, промысловый запас в водохранилище, к примеру, леща, оценивается в 2,5 тысячи тонн, при этом, чтобы сохранить воспроизводительный потенциал этого вида, возможный улов может составить не более 650 тонн.\

Отслеживают ихтиологи и санитарное состояние рыб, заражение их заболеваниями. По заверению Марии Селезнёвой, по заражению описторхами наше водохранилище считается благополучным водоёмом, при определённой термической обработке выловленную здесь рыбу можно есть без всяких опасений.

«На недавней областной научно-практической конференции, которую организовывал департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, были выработаны рекомендации по развитию рыбохозяйственного комплекса региона. Как я поняла, областные власти перспективу видят в рыборазведении. Этим, безусловно, заниматься надо, но, с другой стороны, надо беречь то, что даёт природа. Мы можем выловить сотни тонн рыбы без трудозатратных рыборазводных мероприятий», — высказала свою позицию Селезнёва.

Река Обь является единственным источником водоснабжения города Новосибирска. Подачу воды, по информации главного технолога «Горводоканала» Владимира Новошинцева, осуществляют два водоприёмных ковша на водозаборах. Сооружения эти находятся в нижнем бьефе ГЭС, и это делает устойчивость их работы зависимой от уровня воды в водохранилище. А он в последние годы неуклонно снижается. «По проекту, который разрабатывался более 50 лет назад, водозабор может работать при уровне плюс 45 см от нулевой отметки водопоста, — акцентировал Новошинцев, — но в маловодные годы нам приходится работать на отметках минус 20—30 сантиметров».

Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение водой горожан, на предприятии в 2007 году была разработана специальная программа, которая, в частности, предусматривала реконструкцию водозаборов. Эта работа завершена, установлены дополнительные вертикальные насосы, которые позволят забрать воду даже при минимальных уровнях. Срок их эксплуатации — 50 лет.

«Горводоканал иногда обвиняют в том, что мы своими сбросами загрязняем реку, — заметил Владимир Новошинцев. — Действительно, такие случаи имеют место, но уже совсем скоро подобные упрёки станут беспочвенными. Городской инвестиционной программой предусмотрено строительство сооружения по повторной очистке воды. На левобережной станции этот проект уже реализуется».

В качестве «задания на завтра» Владимир Новошинцев предложил поднять вопрос о зонах санитарной охраны второго пояса на берегах Оби, зоны первого пояса уже установлены и ограждены: «Это станет дополнительной защитой водозаборов от загрязнения». «Второй пояс санитарной охраны водозабора в ужасном состоянии, необходимы срочные меры по его охране, хотя бы соответствующие знаки поставить», — поддержала Новошинцева руководитель общественной организации «Новосибирский областной комитет охраны водных ресурсов» Галина Кучина.

По итогам конференции участники выработали резолюцию. Документ представят в правительство Новосибирской области.   

Ведомости областного Новосибирского Совета депутатов

Последнее обновление ( 16.08.2010 )
 
< Пред.   След. >
           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo