Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Кто он-лайн

Сейчас на сайте:
Гостей - 20
Главная
Последние новости

Восстановление экосистем предлагают сделать целью нацпроекта

23.09.2025

Сделать восстановление экосистем одной из целей нацпроекта "Экологическое благополучие" предлагают авторы первого Национального доклада...

Угроза катастрофического селя на Байкале будет устранена

23.09.2025

Власти Бурятии предупреждают о высокой вероятности схода мощного селя в районе Байкальска, который может...

Более 115 млн рублей на спасение Валдайского озера

23.09.2025

Правительство России выделило крупные средства на расчистку акватории Валдайского озера.

Эти меры помогут улучшить...
Последние публикации
Последние статьи
Почему в США сносят водохранилища, а в Казахстане – строят новые? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Ivan Belikov   
27.11.2020

Доктор технических наук, профессор Малик Бурлибаев считает, что нужно прекратить практику строительства водохранилищ, нарушая естественные природные процессы.

Доклад министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева на правительственном часе по вопросам водной безопасности в сенате меня как специалиста-водника расстроил из-за некорректности. Ладно, г-н Мирзагалиев не водник, не эколог, а политический деятель, поэтому ему как не специалисту простительны допущенные огрехи. На его месте я бы уволил спичрайтеров за профессиональную негодность в области водного хозяйства и экологии. Объясню, почему.

В гибели Аральского моря виноват каскад водохранилищ

Остановлюсь на этом тезисе министра: "Запланировано строительство 39 новых водохранилищ в девяти регионах с общим объёмом 3,6 млрд м3 в год. Для реализации необходимо 115 млрд тенге. Строительство водохранилищ позволит снизить угрозу паводковых явлений для 70 населённых пунктов; ввести в оборот новые орошаемые земли – 394 тысяч га; создать более 129 тысяч рабочих мест в сельском хозяйстве; снять зависимость от объёмов воды трансграничных рек: до 30% – со стороны Кыргызстана, до 25% – Узбекистана, до 15% – России".

Я не поверил своим глазам и ушам, что это предложено министром экологии, а не министром по ЧС. Понимаем ли мы роль водохранилищ в нарушении баланса в природе?

Неужели до сих пор непонятно, что в гибели Аральского моря в первую очередь виноват каскад водохранилищ, построенных в бассейне Аральского моря? Все проблемы озера Балхаш тоже связаны с Капшагайским водохранилищем и семью крупными водохранилищами, построенными в бассейне реки Или на территории Китая.

Ещё лет 50 назад трудно было представить себе, что со временем водохранилища станут головной болью для человечества. В своё время строительство водохранилищ представлялось единственным методом борьбы с наводнениями и равномерного распределения речного стока в течение года. Во-первых, проблема рационального использования и охраны водных ресурсов интересовала тогда лишь узкий круг учёных. Во-вторых, наши знания об искусственных водоёмах были значительно скромнее. Да и крупных водохранилищ было немного.

Экологическая сторона проблем создания водохранилищ исследованиями затрагивались тогда в гораздо меньшей степени, нежели в настоящее время. Влияние же крупных водохранилищ на климат, изменение гидрологического режима рек, грунтовых вод, растительного покрова, животного мира в те времена практически не учитывались. Страна нуждалась в резком подъёме энергетической базы и увеличении площадей орошаемого земледелия. При этом вообще не рассматривался вопрос о том, что водохранилища являются большим фактором потери водных ресурсов на испарение и фильтрацию.

Создание водохранилищ – пример глубокого вмешательства человека в природные процессы

В середине прошлого века многие реки нашей страны превратились в водоёмы с каскадами водохранилищ с гидроэлектростанцией. Создание водохранилищ – пример глубокого вмешательства человека в природные процессы на обширных территориях.

Водохранилища мнимо помогают решать проблемы энергетики, орошения сельхозземель, водного транспорта, водоснабжения крупных предприятий и населённых пунктов, создают предпосылки для организации зон отдыха, туризма. Но появляются побочные последствия. Некоторые нежелательные изменения в природе прилегающих и более отдалённых территорий суши, вызванные созданием водохранилищ, сказываются многие годы и десятилетия. Это:
 неблагоприятные условия для нереста проходных и полупроходных рыб;
 изменения общей биологической продуктивности;
 затопление и подтопление земель, в том числе сельскохозяйственных;
 просадка и разрушение берегов;
 развитие оползней;
 заболачивание и засоление почвы;
 изменения в метеорологическом режиме местности и т.д.

Не вызывает никаких сомнений факт нарушения миграционных путей проходных и полупроходных рыб при строительстве и эксплуатации водохранилищ. Отрицательное влияние водохранилищ с ГЭС на формирование рыбной части сообщества и в целом на водные биоресурсы в последние годы усугубляется ещё и маловодьем.

Из-за вертикального расслоения температуры в водохранилище вся речная и озёрная экосистемы вводятся в заблуждение. Например, все гидробионты и растительные сообщества вместо подготовки к зиме продолжают вести активный образ жизни из-за положительной температуры воды (при похолодании), сбрасываемой осенью в нижний бьеф. Весной, наоборот, идёт запаздывание сроков наступления вегетационного периода из-за низкой температуры воды, несмотря на потепление.

Наводнения – рукотворная проблема

Теперь о роли водохранилищ в борьбе против паводков. Весеннее половодье и паводки образуют до 80% годового стока рек и играют огромную роль в сохранении речных и озёрных экосистем. А мы стараемся их задержать в чашах водохранилищ как метод борьбы с наводнениями.

Раньше обмеление рек и падение уровня озёр было связано только с наступлением маловодного периода. Сейчас к маловодности лет с зарегулированным речным стоком присоединился и антропогенный фактор. Для Казахстана, который находится в невыгодных диспозициях во всех трансграничных реках, теперь часто будет наступать маловодье за счёт антропогенных факторов сопредельных государств.

Что у нас происходит? При размещении посёлков, производств или чего-то ещё вблизи рек мы ориентируемся на Водный кодекс и Правила установления водоохранных зон и полос. Если разобраться, эти нормативные документы мало чем отличаются от своих аналогов советского времени. По ним водоохранная полоса берётся в зависимости от уклона местности (поймы) относительно русла рек. А в классической гидрологии есть понятие "отметка высоких вод", то есть предел, до какого уровня поднималась вода.

То есть ориентир идёт на естественный исторический максимум уровня воды, а не на искусственно отмеренные метры водоохранной полосы.

Наши предки даже в далёкие времена не лезли своими юртами в зону затапливаемой поймы, потому что знали, что не сегодня-завтра их смоет вода. Мы, живущие в XXI веке и вооружённые знанием гидрологии, должны бы знать, что у природы есть свои законы. Но так ли это сегодня?

В советское время вопреки законам сохранения природы было жёсткое регулирование стока и было гарантировано, что никакого затопления поймы в весенний период не будет. Вот с того времени и мы начали разрешать размещение производств, посёлков и прочего в зоне затапливаемой поймы. Это порочная практика и теперь продолжается.

Для наших рек огромную роль играют весеннее половодье и паводки. При затоплении поймы и дельты весной идёт процесс влагозарядки почвы, промывка от солей, и, самое главное, обеспечиваются условия нереста для фитофильных рыб и обеспечение биопродуктивности пойменных лугов и сенокосных угодий. Таким образом, сток весеннего половодья и паводков – это и есть экологический сток водотоков.

Что в итоге? Мы ежегодно боремся с проблемой, которую мы сами создали искусственно. Водоохранная полоса должна быть установлена от уреза воды до места с отметкой высоких вод. И пока в поймах рек будут оставаться производства, посёлки или другие объекты, понятно, что они будут затапливаться и так называемые наводнения останутся для нас вечной головной болью.

Природа намного умнее человека, её не надо переделывать. Но, может быть, причина тут в другом? Может, кто-то просто заинтересован ежегодно дербанить резервный фонд Правительства? Такая работа...

По моему убеждению, тезис о том, что с помощью водохранилищ мы снимем свою зависимость от сопредельных государств – это чистой воды профанация. Да, за счёт жёсткого регулирования речного стока в этих водохранилищах вы можете на определённое время обеспечить водой всех водопотребителей. Но какой ценой? Только за счёт уничтожения речных и озёрных экосистем. Что дальше?

У Минэкологии нет тактического и стратегического планов развития водной отрасли экономики. Получается, вся стратегия связана с перспективным строительством многочисленных и ненужных водохранилищ – это рассматривается как радикальный метод борьбы с наводнениями во время весеннего половодья и паводков. Это на фоне того как США, например, ежегодно сносят тысячи водохранилищ – там их считают главным антропогенным фактором деградации речных и озёрных экосистем.

Источник: https://stanradar.com/news/full/42398-pochemu-v-ssha-snosjat-vodohranilischa-a-v-kazahstane-strojat-novye.html

Последнее обновление ( 02.12.2020 )
 
< Пред.   След. >

Авторизация






Забыли пароль?

           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo