| Большинство регионов РФ ждет усиление ураганов и смерчей из-за изменения климата |
|
|
|
| Написал Iskander Beglov | |
| 24.10.2025 | |
|
Большинство регионов (68%) России ожидают усиление ураганов, смерчей, сильного ветра из-за изменения климата, говорится в докладе Центра стратегических разработок" (ЦСР) "Адаптация к изменению климата в России - 2025", который есть в распоряжении "Российской газеты". Уже сейчас эксперты фиксируют рекордное число опасных гидрометеорологических явлений в стране, но отмечают, что инфраструктуру уже адаптируют к этим изменениям.
Согласно докладу, по состоянию на середину октября в стране действуют 82 региональных плана адаптации. Они не утверждены в Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Удмуртии, Донецкой Народной Республике, Запорожской области, Луганской Народной Республике и Херсонской области. При этом оценку климатических рисков, в которую входит определение уровня опасности для территории, указал 71 регион, говорится в документе.
"Наиболее распространенными опасными и очень опасными рисками для них стали: сильные атмосферные осадки (79% регионов); ураганы, смерчи, сильный ветер (68%); пожарная опасность в лесах (68%); жара (62%); засуха (58%)", - говорится в документе.
Заместитель директора Единого научного центра Минприроды России ВНИИ "Экология", председатель Общественного совета при Росгидромете, статс-секретарь Национального комитета Десятилетия ООН восстановления экосистем Вадим Петров напоминает, что 2024 год уже был одним из самых теплых за весь период наблюдений: средняя температура воздуха по России превысила климатическую норму примерно на 1,2 °C. При этом в России метеорология достигла очень высоких показателей, краткосрочные прогнозы (на 1-3 дня) сейчас оправдываются примерно в 93-96% случаев, причем прогноз на ближайшие сутки верен почти на 95-98%, говорит Петров.
"Это означает, что подавляющее большинство погодных событий синоптики способны предсказать заранее. Даже в нашу эпоху, когда погода стала более капризной, российская гидрометеорологическая служба сохраняет крайне высокую точность прогнозов. Так, по данным Росгидромета, сейчас удается заблаговременно предупреждать примерно 96% опасных погодных явлений - практически все мощные ливни, штормовые ветры, аномальная жара фиксируются модельными расчетами до их возникновения. Этот показатель находится на одном из лучших мировых уровней. Разумеется, у атмосферы есть фундаментальный предел предсказуемости - порядка двух недель: на более дальний срок строить детальные прогнозы уже ненадежно", - говорит он.
В будущем, когда аномальных явлений станет больше, физические ограничения прогноза (эффект "двух недель") останутся прежними, отмечает эксперт.
"Но вот в практическом плане климатические изменения могут внести свои коррективы. Дело в том, что при потеплении возрастает вероятность необычных, экстремальных ситуаций, которые сложнее поддаются моделированию. Например, там, где раньше сильных ливней почти не случалось, сейчас они могут произойти - значит приходится адаптировать модели и системы предупреждений под такие вызовы. Но по мере роста рисков улучшается и техническое оснащение метеослужб: вводятся более мощные суперкомпьютеры, более точные математические модели, усовершенствуются методы дистанционного наблюдения (спутники, метеорадары)", - отмечает Петров.
В докладе ЦСР отмечается, что при "катастрофическом сценарии" к 2080-2099 годам в целом по России вырастет суммарный объем осадков по отношению к периоду 1980-1999 годов. Особенно это будет характерно для северо-востока страны. "Можно обратить внимание, что Крым оценивает атмосферные осадки как риск катастрофического уровня опасности, при этом через 50-70 лет прогнозируется снижение суммарных осадков относительно периода 1980-1999 годов", - отмечается в документе.
Петров напоминает, что уже в 2024 году в России было зарегистрировано рекордное число опасных гидрометеорологических явлений - 1234 случая, по официальным данным, причем 493 из них нанесли значительный ущерб экономике и населению.
"Максимальный урон пришелся именно от сильных осадков (проливных дождей, снегопадов) и штормового ветра, что как раз подтверждает приоритетность этих рисков для регионов. В целом прослеживается тенденция к росту экстремальных погодных событий. Потепление климата уже приводит к учащению опасных явлений - отмечается увеличение числа ливней, ураганов, смерчей, аномальной жары и т.д. 2024 год в этом плане стал аномальным: по сравнению с прошлым годом случаи очень сильных дождей участились почти на 20%, а эпизоды ураганного ветра - на 4%, жаркие экстремумы - на 24% (наряду с другими видами стихии)", - рассказывает Петров.
Ураганы, смерчи, наводнения, жара, оползни, осадки, засуха представляют собой классические и наиболее ощутимые проявления изменения климата, которые уже сегодня наносят значительный экономический ущерб и создают угрозы для жизни людей, говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким.
"Однако для России к нему обязательно нужно добавить таяние мерзлоты и масштабные лесные пожары как ключевые стратегические вызовы, опасность которых недооценивается, но имеет колоссальное стратегическое значение для России. Деградация (таяние) многолетней мерзлоты - это не просто "оползень", а фундаментальная угроза для всей инфраструктуры, построенной на вечной мерзлоте. Проседают здания, разрушаются дороги, трубопроводы и аэродромы, что, в свою очередь, может приводить к техногенным катастрофам. Угроза носит не локальный, а системный характер для большей части территории страны. Последствия и затраты на поддержание инфраструктуры, митигации данного риска, будут астрономическими", - говорит он.
Эксперт отмечает, что мерзлота - это фундамент, и ее таяние - это первичный, фоновый процесс, который не всегда выглядит катастрофически. А вот оползень - это первое видимое событие, связанное с таянием.
"Оползни ожидаются там, где есть рельеф (склоны, горы, берега рек), чему могут способствовать внешние факторы, нарушающие устойчивость (таяние мерзлоты, ливни). Поэтому даже в зоне мерзлоты оползни актуальны не для всей равнинной территории, а для регионов с пересеченным рельефом (например, Камчатка, горные районы Сибири). Вполне возможно, что некоторые северные и дальневосточные регионы, наиболее подверженные таянию мерзлоты, не предоставили свой анализ или не обладают достаточными научными и аналитическими мощностями, чтобы корректно оценить эту долгосрочную угрозу", - отметил он.
Петров говорит, что в России следует активно заниматься адаптацией и смягчением климатических рисков.
"Адаптация означает учет новых экстремальных погодных явлений в повседневной жизни и инфраструктуре. Нужно строить более надежные дренажные системы, способные отводить ливневые потоки и предотвращать наводнения, усиливать требования к сейсмо- и ветроустойчивости зданий и линий электропередачи, развивать системы раннего оповещения и планы действий при чрезвычайных ситуациях, обучение населения. Важно, чтобы население и бизнес прислушивались к предупреждениям метеорологических служб и не игнорировали сигналов тревоги", - говорит он.
В своем докладе ЦСР отмечает, что, несмотря на растущие угрозы, связанные с изменением климата, финансирование мер адаптации во всем мире, включая Россию, по-прежнему остается преимущественно государственным, что создает значительный разрыв между потребностями и доступными ресурсами.
"По данным ЮНЕП 2024 года, дефицит финансирования адаптации составляет от 187 до 359 млрд долл. в год. При этом текущие объемы финансирования адаптации, по оценкам Climate Policy Initiative, составляют всего 76 млрд долл., что менее 5% от всего климатического финансирования. Из этой суммы только 4,7 млрд долл. - частные финансы", - говорится в документе.
В условиях, когда государственное финансирование не успевает за растущими потребностями, вовлечение частного сектора становится критически важным, отмечают в ЦСР. Более того, реализация проектов по адаптации имеет экономический смысл.
"Согласно оценкам Всемирного Банка, соотношение затрат и выгод при инвестировании в адаптацию составляет 1:4. По данным World Resources Institute, каждый доллар, вложенный в адаптацию, приносит от 2 до 10 долл. чистой экономической выгоды. Однако зачастую эта выгода - оценка предотвращенных убытков, а не прямой доход, что является одним из ключевых ограничений для финансирования адаптации частным сектором", - говорится в докладе.
Строители уже пересматривают привычные технологические процессы строительства и ищут новые технологии, рассказывает доцент кафедры "Промышленного и гражданского строительства на объектах нефтедобычи" Тюменского индустриального университета Ольга Суменкова.
"Изменение климата влияет не только на будущие строительные объекты, но и на уже построенные, особенно в районе Севера. Изменение климата приводит к таянию вечномерзлых грунтов, что влияет на устойчивость строительных конструкций. Крупные нефтегазовые компании на данный момент вкладывают средства в изучение многолетних мерзлых грунтов, чтобы адаптировать строительство под изменение климата", - говорит Суменкова.
Михаил Аким говорит, что регионы РФ справедливо боятся климатических катастроф, но их опасения сфокусированы на "быстрых" угрозах. Необходимо более глубокое понимание взаимосвязи между загрязнением, изменением климата и утратой биоразнообразия, компонентами "тройного планетарного кризиса", отмечает он.
Петров также рассказывает, что необходимо бороться с первопричиной - внедрять природоподобные технологии, принципы и подходы по энергоэффективности, а также реализовать план по восстановлению экосистем в рамках объявленного Десятилетия ООН.
"Если удастся замедлить глобальное потепление, то скорость роста климатических аномалий уменьшится. В любом случае сочетание точных прогнозов и превентивных мер способно значительно сократить ущерб от погодных катаклизмов", - подытожил он.
https://rg.ru/2025/10/23/bolshinstvo-regionov-rf-zhdet-usilenie-uraganov-i-smerchej-iz-za-izmeneniia-klimata.html
|
| < Пред. | След. > |
|---|









