Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды призвал гомельских экологов быть более зубастыми |
![]() |
![]() |
![]() |
Написал Джахангир | |
17.01.2014 | |
Экологи области отчитались о своей работе за прошлый год на расширенном заседании коллегии. В ее работе принял участие министр Владимир Цалко.
Подчеркивалось, что на фоне республики местные экологи неплохо смотрятся по ряду направлений своей работы. Однако мы знаем о том положительном, что сегодня имеем. Но что мешает более успешной работе? Какие звенья контрольной системы требуется укрепить, чтобы смело можно было завернуть на лесную опушку и не наткнуться там на выброшенный пластик? Что надо сделать, чтобы дорожники каждый день не выходили на уборку придорожных полос? Чтобы не горело синим пламенем у гаражных кооперативов ценное вторичное сырье, которое недосуг и некому вывезти в приемный пункт. Что изменить, чтобы отработанных пальчиковых батареек было собрано не одна тысяча, а в три-четыре раза больше, как у других областей? Сегодня перечень экологических пожеланий каждый может продолжить исходя из своих личных наблюдений. Хотелось бы, чтобы это стало поводом для живого и критического обсуждения на итоговой коллегии, в работе которой участвовали представители многих заинтересованных служб и ведомств. К сожалению, такого конкретного разговора не получилось. Но осталась надежда, что получится завтра.
И хотя прошлогодний объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников удалось сохранить на уровне позапрошлого года — это 95 тысяч тонн — это мало радует. Как подчеркнул министр Владимир Цалко, в данном случае это заслуга не природоохранных мероприятий, а приостановка производств на ряде предприятий. Не удалось в прошедшем году обуздать и рост транспортных выбросов, который из года в год увеличивается.
В прошлом году мы стали меньше забирать воды из подземных и поверхностных источников, снизились объемы ее удельного водопотребления. Конечно, это хорошо. Однако сэкономить в Год бережливости в области рационального использования водных ресурсов не удалось: по-прежнему высоки потери воды при ее транспортировке к потребителю. Специалисты подсчитали, что теряется примерно 18% от общего забора воды. Какой смысл экономить на каплях из водопроводного крана, если из-за бесхозяйственности коммунальной службы на участке подачи потребителю теряются тонны?
Кстати, этот показатель из года в год остается неизменно высоким по линии почти всех жилищно-коммунальных организаций и предприятий. Поэтому экологи намереваются в наступившем году уделить этой проблеме более пристальное внимание. К сожалению, в прошлом году у многих районных экологических инспекций до этого не дошли руки. Поэтому только на первое полугодие запланировано более 20 аналогичных проверок в организациях и предприятиях ЖКХ, – специалистам облкомприроды и районных экологических инспекций придется более предметно изучать этот вопрос.
В прошлом году Гомельщине удалось неплохо сработать в области сбора вторичных материальных ресурсов. Выполнены с превышением годовые задания по сбору и переработке полимерных и строительных отходов, стекла и текстиля, изношенных шин, а также черных и цветных металлов. Однако такая ситуация не во всех районах – в Брагинском, Добрушском, Ельском, Лоевском, Житковичском, Лельчицком и Хойникском, а также городе Гомеле такие задания провалили. Не выполнено и областное задание по сбору отходов бумаги с картоном: вместо 58,6 тысяч тонн собрано только 49, 3 тысячи. В результате объемы переработки макулатуры на Светлогорском целлюлозно-карртонном комбинате и Добрушской бумажной фабрике пришлось сократить на 17% по отношению к позапрошлому году. Но самое обидное – несмотря на высокую стоимость макулатуры, ее пришлось закупать за рубежом, хотя такого сырья у самих хватает.
Серьезный упрек прозвучал на коллегии в адрес коммунальщиков, которые слабо проявляют интерес к раздельному сбору отходов. До сих пор на районные сортировочные станции поступают в основном смешанные отходы – как и было раньше. Хотя всем очевидна эффективность переработки несмешанных отходов, которая сказывается на качестве будущей продукции. Не велик уровень извлечения на таких станциях и «вторички». Не удалось в прошлом году ввести в эксплуатацию сортировочные станции в Брагинском и Хойникском районах, не оправдывает затраты пока и Мозырская сортировочная станция. Есть и другие проблемы…
— Посмотрите, что сегодня стоит в наших дворах: с полдесятка контейнеров для смешанных отходов и только один из них – для вторичного сырья. Уже одна такая расстановка ящиков говорит о многом. В любом случае, она не станет стимулировать граждан сортировать и разделять свои бытовые отходы, — в сердцах прокомментировал ситуацию бывший председатель облкомприроды, ныне советник губернатора Олег Акушко.
А ведь хороший опыт работы по раздельному сбору имеется в Глуском районе. Там местные коммунальщики, как рассказал Владимир Цалко, используют форму дворовых объездов. Поэтому выбросить в мусорное ведро стеклянную или пластиковую бутылку, как и использованную бумагу, ни у кого не поднимается рука: сданное вторичное сырье идет в зачет оплаты за коммунальные услуги. Такого подхода оказалось достаточно, чтобы бумага с пластиком и стеклянные бутылки не попадали на свалки или в контейнеры для смешанных отходов. Почему не берется на вооружение такой опыт?
Есть и другая экологическая проблема. Несмотря на то, что область ежегодно прирастает почти на 9 тысяч зеленых гектаров леса и может гордиться своими огромными лесными массивами, индекс озелененности многих городов, в том числе и областного центра, не дотягивает до нормы. Привычная ситуация, когда при благоустройстве городских дворов и сегодня высекаются зеленые насаждения, чтобы построить там гараж или автостоянку. Вместо обычных робиний с пышными кронами на гомельских улицах появляются миниатюрные деревца в виде стебелька с круглой головкой. Много ли тени от них или кислорода? Не хватает зелени и в новых спальных микрорайонах, которые пока впечатляют только цветными фасадами зданий.
Имеются факты нецелевого использования средств, выделенных под снос ветхого жилья в сельской местности. В Чечерском районе, например, один такой дом сносился несколько лет подряд. Но деньги на эту процедуру выделялись всякий раз. Экологи должны более внимательно отслеживать и захоронение таких отходов, которые зачастую ведутся на местах. В прошлом году зафиксированы факты размещения снеговых складов в водоохранных зонах и прибрежных полосах.
Но сегодня мало говорить о негативных фактах, надо вскрывать их причины, информировать местные органы власти, инициатировать их к работе, призвал в своем выступлении Владимир Цалко. В подтверждение сказанного министр привел такой аргумент: кого в прошлом году из руководителей власти наказал областной комитет природных ресурсов? Сколько возбуждено уголовных дел по представлению экологов и передано в суды? Увы, вопросы остались без ответа. А ведь это один из главных показателей работы экологической службы, который определяет ее рейтинг и принципиальность.
— Государственный инспектор не должен входить в чье-то положение, слыть добреньким или «своим человеком,— подвел итоги коллегии новый председатель облкомприроды Василий Маслак. — Используя силу природоохранного закона, мы обязаны заставать каждого исполнять этот закон, оставаться на страже интересов природы – только и всего.
Источник:gp.by
|
< Пред. | След. > |
---|