Главная Новости Встречи Статьи Публикации Периодические издания История водного хозяйства Информационные продукты

Кто он-лайн

Сейчас на сайте:
Гостей - 35
Главная
Последние новости

Цифрового помощника для оптимизации внесения органических удобрений создали в Тюмени

16.09.2025

Ученые ГАУ Северного Зауралья создали две уникальные базы данных, которые помогут аграриям оптимизировать внесение...

АПК России ежегодно теряет около 150 тыс работников

16.09.2025

АПК РФ ежегодно теряет около 150 тысяч работников, в основном из-за возраста. Для поддержания...

В парламенте Армении проголосовали за увеличение водозабора в озере Севан

16.09.2025

Водозабор в озере Севан будет увеличен со 170 млн кубометров до 200 млн кубометров....
Последние публикации
Последние статьи
Американские и китайские геоэкономические интересы в новой большой игре в Центральной Азии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал Джахангир   
05.03.2014
Опубликовано во вторник 28 января 2014, Фахим Масуд (Fahim Masoud*) ВАШИНГТОН (ТСА) — Существует ли новая «Большая игра», вступающая в действие в Центральной Азии? Многие эксперты и журналисты, которые пишут о регионе и его глобальном значении, утверждают, что существует. В действительности, после окончания холодной войны и появления пяти республик Центральной Азии эти дебаты преобладают в большой части анализа состояния региона.

Капитан Артур Конолли, британский офицер Шестой Бенгальской легкой кавалерии, придумал концепцию "Большой игры" в 1830-х годах. Позже, английский писатель Редьярд Киплинг увековечил это понятие в своем романе «Ким» 1901 г. В основных терминах, "Большая Игра" была просто борьбой за власть, контроль над территорией, и политическим доминированием между Российской и Британской империями в Центральной Азии в девятнадцатом веке. Это соперничество в маневрировании и интригах между двумя империями подошло к концу в 1907 году, когда обе страны были вынуждены сосредоточить свои ресурсы на более серьезных угрозах. Англичане были вынуждены готовиться и сдерживать подъем напористой Германии в Европе, а русские были заперты в ожесточенной борьбе с японцами в Маньчжурии.

Сегодня, вторжение США в Афганистан и открытие военных баз в Центральной Азии и экономическая экспансия Китая в регион убедили экспертов в том, что начинается новая «Большая Игра». Немецкий журналист Лутц Клевемэн пишет, что новая «большая игра» «бушует в регионе». Цитируя Билла Ричардсона, бывшего секретаря по вопросам энергетики и посла США в Организации Объединенных Наций во время правления Клинтона, Клевемэн пишет, что США вовлеклись в Центральную Азию не только, чтобы победить "Аль-Каиду", но и «диверсифицировать [свои] источники нефти и газа [и] не допустить стратегические посягательства со стороны тех, кто не разделяет [их] ценности». Никлас Сванстром, профессор в Университете Джона Хопкинса, пришел к такому же выводу, и в работе «Китай и Центральная Азия: новая "Большая игра" или традиционные вассальные отношения?» он выдвигает догадку, что США и Китай втянулись в геоэкономическое соперничество над природными ресурсами Центральной Азии. Он говорит: «ситуация в Центральной Азии, похоже, развивается в сторону новой версии Большой игры».

Вопреки общепринятому мнению, целью Китая в Центральной Азии является не вовлечься в игру с другими региональными державами, а обеспечение «поддержки со стороны стран региона в подавлении анти-Пекинских уйгурских националистов», и проложение путей для вложения инвестиций китайскими фирмами в центрально-азиатские энергетические ресурсы. Государства Центральной Азии одарены запасами нефти и природного газа, а Китай, как растущая экономическая держава и второй по объему потребитель энергии, имеет четкую заинтересованность в увеличении своего присутствия в регионе. Усилия Китая по строительству дорог и улучшению инфраструктуры и железных дорог показывают растущую вовлеченность страны в Центральную Азию. По мере роста отношений Китая с республиками Центральной Азии нарастают, «его отношения с крупными державами, такими как США и Россия, могут пострадать», утверждает Кевин Шейвес, ученый, занимающийся вопросами региона.

Пока рановато для Китая идти по пути реализации такой стратегии. В настоящее время Китай сталкивается со многими внутренними проблемами. Например, ему приходится иметь дело с Тибетом, Синьцзяном и другими полуавтономными регионами, все они имеют сепаратистские наклонности и амбиции на независимость. Главными приоритетами Китая в Центральной Азии должны стать обеспечение безопасности, поддержание региональной стабильности, подавление уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, а также укрепление экономических связей в регионе.

Для того чтобы удовлетворить потребности своего 1,4 млрд-ного населения, Китай должен непрерывно искать ресурсы по всему миру. Китайские корпорации и государственные компании участвуют в экономической жизни пяти республик Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, которые обладают богатыми запасами природного газа и нефти. Учитывая обеспокоенность Китая проблемой безопасности и его потребности в энергетике, его взаимодействие с государствами Центральной Азии будет значительно нарастать в долгосрочной перспективе. Государства Центральной Азии также приветствуют все большее развитие Китая, поскольку они пытаются сломать монополию России над транспортными маршрутами. С тех пор как была основана Шанхайская организация сотрудничества в 2001 году, Китай работает над тем, чтобы построить новый Шелковый путь для интеграции Центральной Азии и остального мира с Синьцзянем, автономной областью на северо-западе Китая. Возвращение Поднебесной в Центральную Азию, скорее всего, изменит геополитику в регионе, - надеемся, что к лучшему.

*Фахим Масуд является недавним выпускником Университета Вашингтон в Сент-Луисе, где он изучал историю и политику. В настоящее время он является членом Армии Соединенных Штатов.

Данная статья отражает только мнение автора и первоначально была опубликована в «Политическом обозрении Университета Вашингтон» (Washington University Political Review). Фахим Масуд является недавним выпускником Университета Вашингтон в Сент-Луисе; он работал лингвистом и консультантом по вопросам культуры в Армии США в Афганистане 18 месяцев (с марта 2006 г. по декабрь 2007 г.).


Источник: Washington (TCA)
 
< Пред.   След. >

Авторизация






Забыли пароль?

           
  При поддержке:        
logo
logo
logo
logo
logo
logo